Новый продукт компании Смарта: от устаревших АСУДД к Оптиме
«Оптима» — автоматизированная система управления дорожным движением (АСУДД), предназначенная для автоматизации управления транспортными потоками через светофорное регулирование, повышая пропускную способность дорог и снижая заторы. Этот проект призван заменить устаревшие решения, которые используют методы, вызывающие задержки при передаче данных и снижающие эффективность управления транспортными потоками.
Ключевой особенностью продукта является взаимодействие «Оптима» с партнерским продуктом — многофункциональным модулем (ММФ).
Большинство современных АСУДД построены на архитектуре 10—20-летней давности, что приводит к ряду проблем:
- Задержки данных из-за использования устаревших протоколов связи.
- Отсутствие гибкости — сложно оперативно менять программы светофорных циклов.
- Ограниченная интеграция с датчиками и системами мониторинга.
«Оптима» решает эти проблемы.
В этой статье разберём:
- Как ММФ превращает обычный светофор в «умный».
- Как работает «Оптима» и зачем она нужна городам.
- Какие преимущества даёт система по сравнению с традиционными АСУДД.
- Расскажем про запуск пилотного продукта.
Многофункциональный модуль (ММФ) и его роль в системе «Оптима»
Для того чтобы управлять светофорными объектами, необходим удобный и современный способ связи и управления в режиме реального времени.
Эту задачу решает Модуль многофункциональный (ММФ), разработанный для работы в составе дорожного контроллера ДК «Каскад».
Использование ММФ в составе ДК «Каскад» позволяет, при сохранении имеющегося у дорожного контроллера функционала, управлять работой ДК «Каскад» по сети Интернет в режиме реального времени. ММФ превращает ДК «Каскад» в полноценное TCP/IP устройство с собственным Web интерфейсом и набором формализованных способов и правил (API), по которым другие программы могут получать данные и управлять работой ДК «Каскад» напрямую, минуя устаревшую ранее применяемую для этого систему дорожного управления.
Новые возможности дорожного контроллера с модулем ММФ
1 Удаленное управление и мониторинг
ДК «Каскад» оснащён фоновой Deamon-программой, запускаемой при включении. Это позволяет внешним устройствам с доступом к светофорному объекту отправлять контроллеру команды через HTTP-запросы и таким же образом получать от светофорного объекта данные.
2 Веб-интерфейс для управления и конфигурации
Транспортные инженеры с соответствующими правами доступа могут:
· настраивать ДК через веб-интерфейс;
· мониторить работу подключенных устройств в режиме реального времени;
· загружать новые программы регулирования без остановки работы светофора с синхронизацией по времени и календарю.
3 Интеграция в распределенные системы
ММФ поддерживает технологию Kafka для потоковой передачи данных, что позволяет включать ДК «Каскад» в крупные АСУДД сотни и тысячи объектов. Модуль работает как producer (источник данных) и consumer (получатель).
4 Телематика и преобразование сигналов
· Передача состояния ДК в АСУДД по протоколу Сигнал v.2;
· Конвертация сигналов детекторов («сухой контакт») в формат TraffiCam.
5 Режимы управления светофорным объектом
· Локальное и координированное управление по заранее загруженным программам;
· Адаптивное управление с коррекцией фаз:
o по разрыву в потоке ТС;
o с прогнозированием задержек (приоритет для общественного транспорта);
· Сетевая адаптация с координацией смежных перекрёстков.
Модуль ММФ расширяет функционал ДК «Каскад», обеспечивая гибкое управление и интеграцию в современные транспортные системы.
Как работает связка «Оптима» и ММФ
«Общение между „Оптима“ и ММФ» происходит посредством протоколов HTTP websocket, что в конечном итоге и позволяет свести время отклика до минимума. Для более тонкой настройки на самой ММФ представлен веб-интерфейс.
Система «Оптима» выполняет роль централизованной АСУДД, с помощью которой транспортные инженеры и операторы:
1. Формируют команды управления светофорными объектами (режимы, корректировки фаз, аварийные режимы).
2. Передают эти команды напрямую в ММФ, установленный в дорожный контроллер.
3. ММФ преобразует команды в понятные контроллеру инструкции и мгновенно запускает их исполнение.
4. «Оптима» в реальном времени получает обратную телеметрию для отображения состояния объектов и аналитики.
Таким образом, «Оптима» позволяет не только гибко управлять светофорными объектами в реальном времени, но и устраняет задержки в управлении, свойственные устаревшим АСУДД, благодаря прямой передаче команд и данных в контроллер через ММФ.
Еще раз подчеркнем, что система «Оптима» поддерживает несколько сценариев управления:
Ручное управление:
— Включение аварийных режимов (жёлтый мигающий, кругом красный).
— Отключение светофорного объекта (СО) при необходимости.
Запуск программ управления:
— Выбор и активация заранее заданных светофорных циклов.
Фазовое регулирование:
— Корректировка длительности фаз в реальном времени.
Адаптивный режим работы по данным, полученных с видеодетекторов, с динамическим изменением фаз в зависимости от дорожной ситуации.
«Оптима» превращается в гибкий инструмент управления светофорными объектами в зависимости от времени суток, загруженности дорог и других внешних факторов, что принципиально отличает её от систем с жёсткими программами регулирования.
Зачем необходима «Оптима»?
Сегодня растущая транспортная нагрузка требует более гибких, точных и адаптивных инструментов для управления дорожным движением в городах, и «Оптима» станет ключевым элементом нового подхода к управлению светофорными объектами. Внедрение «Оптимы» позволит городам снизить пробки, повысить пропускную способность дорог и сделать транспортную систему более умной и отзывчивой.
Внедрение системы «Оптима» даёт реальную возможность повысить эффективность улично-дорожной сети за счёт перехода от статических циклов к адаптивному и прогнозному управлению с приоритетом общественного транспорта, снижением задержек и затрат времени для горожан.
«Оптима» — это не просто новая АСУДД, а стратегический шаг к построению современной интеллектуальной транспортной системы, способной в реальном времени адаптироваться к дорожной ситуации и повышать комфорт городской мобильности.
Запуск пилотного продукта в Пятигорске
На сегодняшний день в Пятигорске запущен пилотный продукт с использованием системы «Оптима» и модуля ММФ в составе дорожных контроллеров ДК «Каскад».
Пилотный проект включает:
- запуск адаптивного и координированного управления;
- настройку взаимодействия с видеодетекторами (сбор телеметрии и данных о трафике для аналитики);
- интеграцию с локальными и централизованными сценариями управления;
В ближайшее время ожидаются первые результаты пилота по оценке снижения заторов и повышению пропускной способности на отдельных перекрестках города.