От рутины к эффективности: инновационные решения для ЖКХ
... Собственники бизнеса — из тех, что со стажем, — отлично знают: не все рабочие вопросы качественно решаются привычными инструментами типа экселя и дашбордов.
Два года назад к нам в «Клиентскую базу» обратились представители «Жилищника» — аккредитованной организации по поверке водомеров в Москве. Они поставили задачу: оперативно автоматизировать внутренние служебные процессы, чтобы рабочее время курьеров и метрологов распределялось эффективнее.
Компания — лидер отраслевых рейтингов, за её специалистами закреплены участки в 125 районах и 10 округах. Каждый день в «Жилищник» обращаются около 1 000 человек — никто не хочет платить штрафы за нарушение сроков поверки или некорректную работу счётчиков. Такие санкции строго регламентированы Федеральным законом «Об обеспечении единства измерений» № 102-ФЗ от 26.06.2008 года, а также постановлением Правительства РФ № 354 от 6.05.2011 года.
Руководителям «Жилищника», как и всему коллективу, было важно в первую очередь систематизировать:
- учет заявок;
- фиксацию звонков;
- распределение заказов между мастерами.
До обращения в «КБ» вся работа шла в Excel. Но его функционала не хватало для результативного решения многочисленных задач. Вбивать в таблицы адреса, модели счётчиков, сроки реализации вручную долго и чревато ошибками.
Для определения локации абонента обращались в дополнительные базы данных — получались накладки и задержки. На складе творился хаос. Об учёте и речи не шло.
Вишенка на торте: информация о том, где и у кого заканчивается срок предыдущей поверки, характер носила случайный. Заявки часто терялись, абоненты жаловались. Скорость и качество обслуживания очевидно «хромали».
Стало ясно — пора переносить процессы в CRM-систему.
Как выбрать CRM
Мало признать очевидное — нужно правильно выбрать продукт. Простой пример: вам нужно установить водомер в производственном цехе. Любому понятно, что квартирный вариант здесь точно не подойдёт — они рассчитаны на разные объёмы, мощность и условия монтажа/эксплуатации.
Также и с CRM-системой. Ошибка в выборе будет стоить вам денег и времени. К тому же рискуете потерять важную информацию.
«Типовые системы не подходят для фирм с узкой специализацией. Оптимальным выбором в этом случае оказывается CRM/ERP-система «КБ», которую легко адаптировать под профиль предприятия. На ней и остановились в «Жилищнике».
Заказчик хотел:
- автоматизировать базы данных;
- убрать бумажную рутину;
- увеличить продажи;
- минимизировать ошибки.
Наши разработчики занялись решением поставленных задач.
Диагностика и «лечение»
Начали мы с того, что занялись настройкой моментального экспорта данных. Теперь информация распределяется из csv-файла в таблицы «Адреса» и «Приборы». Каждый счётчик привязан к конкретному адресу. Автоматическая синхронизация между «Клиентами, «Приборами», «Адресами» и «Заказами» даёт возможность отслеживать, кому, где и когда будет установлен водомер.
Чтобы абоненты «Жилищника» не нарушали закон и соблюдали сроки поверки, мы сделали на базе таблицы «Приборы» шаблон печати в PDF. Он формирует уведомления для клиентов в том порядке, в котором их будут разносить курьеры. Сотрудники получают от системы сообщения, где и в какие сроки надо провести поверку.
Следующий шаг — подключение модуля Dadata. После того, как адрес добавлен в систему, модуль автоматически «подтягивает» локацию. Курьеры и метрологи больше не тратят часы на экскурсии по городу, им не нужно сверяться с дополнительными справочниками.
Чтобы каждый маршрут был организован максимально скрупулёзно, в CRM-системе «Жилищника» подключён логистический сервис «Флагман».
Механика довольно простая:
- Из общей базы данных отправляется список адресов.
- Затем назначается курьер.
- «Флагман» выстраивает маршрут.
- Каждый день маршрут автоматически выгружается с выверенным временным интервалом для курьеров и метрологов.
Рассортировав свои заявки, мастера выполняют их в той очерёдности, в которой вернул «Флагман».
Победить в Майнкрафте
Очень часто склад мало отличается от «Майнкрафта». И попробуйте что-нибудь найти в этом беспорядке. Неудивительно, что в ассортименте дополнений КБ заказчик сразу выбрал именно «Склад».
После доработки под специфику «Жилищника» получилось следующее:
- товар поступает на основной склад;
- администратор выдает товар мастеру (склад метролога);
- отчётность ведётся внутри основного склада (сколько товара выдано/осталось, кто получал) и внутри склада метролога (система уведомляет его, сколько счётчиков он получил, сколько установил);
- когда товар на исходе, приходит соответствующее напоминание.
"Важно: никто не сможет приписать себе большее количество установок — система просто не даст.
На первом же этапе сотрудничества все процессы, прописанные в ТЗ, были оцифрованы. По признанию руководителей «Жилищника», очень быстро выручка существенно выросла.
Но успешное развитие бизнеса автоматически привело к появлению новых задач, что вполне естественно. К тому же по мере освоения программы пользователи CRM видят, как и что можно усовершенствовать. Обычно они самостоятельно справляются с донастройкой CRM/ERP-конструктора, но порой приходится обращаться в Кб. Так вышло и на этот раз.
Заказчик хотел усовершенствовать и внедрить механизмы:
- автоматического формирования служебного графика;
- отчетов по количеству заявок;
- расчетов предельной загрузки;
- дополнение «Склад». чтобы видеть показатели возвратов и брака.
Кроме того, нужно было автоматизировать:
- добавление позиций к заявкам — чтобы на заказах не было неприятных сюрпризов типа нехватки деталей/инструментов;
- расчет заработной платы — в «Жилищнике» он делался вручную;
- массовое формирование уведомлений на печать — подготовка этой важной документации занимала очень много времени.
"Решение ВСЕХ перечисленных задач, настройка и внедрение заняли всего 103 часа.
Автоматизация графика работы
Главный плюс — планировать становится проще и быстрее. Администратор вносит в систему рабочие/выходные дни, а цветовая маркировка помогает не запутаться и быстрее составлять график. На его построение в системе тратится максимум полчаса.
Из кликабельной таблицы всегда можно узнать количество смен, отработанных каждым мастером, подсчитать норму и факт выполненных заявок — об этом ниже.
В «Жилищнике» используют два графика — для метрологов и для операторов. Каждый график составляется на месяц.
У метрологов загрузка плавающая, здесь огромное значение имеет точечное распределение нагрузки. Этот процесс тоже всегда под контролем: выполненные объёмы/отработанные смены автоматом фиксируются в программе. Новая опция была настроена нами всего за 27 часов.
Количество заявок и расчёт загрузки
Этот отчет показывает количество заявок с разбивкой на «утро/вечер». Здесь же автоматически рассчитывается максимальное количество заявок, которые работники «Жилищника» смогут обработать за текущий день. Плановая нагрузка на каждого мастера иногда отличается от фактической — это тоже показывает отчёт.
До внедрения нового процесса занятость специалистов была крайне неравномерной: допустим, утром нужно поверить 40 счётчиков, вечером — 5. На реализацию утренних заявок выходят 10 человек, вечерних — 1. Но если распределить заявки в режиме «20 утро — 20 вечер», то с этой задачей справятся всего 6 человек.
По признанию заказчиков, подключение модуля распределения заявок позволило:
- равномерно распределять нагрузку по сотрудникам
- снизить затраты на дорогу — маршруты мастеров составляются по вызовам в окрестных локациях.
Теперь каждый день отрабатывается всё большее количество обращений. Простои и срывы сроков ушли в прошлое — вместе с недовольством потребителей, которые больше не платят штрафы за несвоевременную поверку или замену агрегата. Эту опцию мы настраивали 12 часов.
Склады возврата и брака
Результатом доработок стало автоматическое списывание бракованных водомеров. Его показатели отображает отчёт, созданный на конструкторе «Кб».
Чтобы добиться прозрачного управления, оперативного анализа и точной работы с остатками, мы сделали следующее:
- Добавили возврат остатков товара с персонального склада сотрудника на основной склад. Если нужный человек не на связи, в конторе всегда знают, сколько водомеров в наличии.
- Система отслеживает, сколько счётчиков использует в день каждый специалист.
- Теперь есть возможность отследить количество товара, заполняя склад по мере необходимости.
- Когда заявка закрывается (для этого используется ТГ-бот), расходники сразу списываются со склада.
На настройку ушло всего 10 часов.
Автоматическое добавление позиций
Каждый из нас попадал в ситуацию, когда у вызванного мастера внезапно не оказывалось нужной детали. Система «Кб» исключает такие нестыковки: при добавлении услуги в заявку автоматически добавляются связанные с ней комплектующие.
В случае с «Жилищником» мы создали для этого специальный Справочник соответствий «Товар — Услуга». Это ускорило работу и сделало списание предельно простым и точным. При проведении инвентаризации сразу видно, сколько оборудования и какое именно сотрудник обязан сдать перед увольнением/отпуском. То есть больше никаких операционных рисков.
Когда заявка закрывается, метролог в режиме реального времени добавляет позиции к заказу. Если поверка сделана, заявка получает статус выполненной. Благодаря встроенному в систему добавлению для решения всех перечисленных задач вполне достаточно одного работника. Полезная доработка заняла 6 часов.
Автоматический расчёт заработной платы
Изначально зарплату рассчитывал один из собственников компании. Времени на это уходило немало, приходилось каждый месяц выделять полный рабочий день для выполнения расчётов и приведения в порядок различных формальностей.
Умножаем 8 часов на 12 месяцев и видим: ежегодная экономия времени, которую дала руководителю автоматизация расчёта зарплаты — 96 часов.
Кстати, автоматический подсчёт настроен так, что здесь учитывается и тип оплаты — наличные или эквайринг. К последнему автоматически плюсуется 5% комиссии.
Таким образом, автоматизация расчёта заработной платы:
- позволила сэкономить невосполняемый ресурс — время
- упростила документооборот
- снизила трудозатраты
- исключила ошибки, которые случались при ручных расчётах.
На конструкторе КБ решение было реализовано за 16 часов.
Массовое формирование уведомлений на печать
Та самая доработка, которая помогла организации не утонуть в трясине типовых документов. Мы потратили на неё 38 часов, зато теперь у заказчика настроена выборка по району и дате поверки с одновременным формированием до 1000 шаблонов в форматах PDF и Excel.
За два клика формируются тысячи типовых документов, которые система сразу структурирует. Если раньше на это уходило три рабочих дня, то теперь — всего одна ночь. Сформировано — отправлено.
Главная ценность
Знаете, в чём главная ценность автоматизации? В том, что во всех рабочих процессах акцент с «ой, хоть бы успеть» смещается на качество.
Сделанные нами изменения привели к тому, что сотрудники больше не отвлекаются на непрофильные задачи, заказы — не теряются, а продажи — растут.