Главное Авторские колонки Вакансии Вопросы
200 0 В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем

Как повысить узнаваемость бренда компании

В статье расскажу, как определить уникальность бренда, как выбрать эффективные инструменты маркетинга и какие каналы коммуникации всего подойдут для вашего бизнеса. Вы узнаете, как создать визуально привлекательный бренд, который останется в памяти потребителей, и как построить вокруг него сообщество лояльных клиентов.
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции

Как понять, что именно делает ваш бренд уникальным

Уникальность бренда — это всегда то, как вы выделяетесь на фоне конкурентов в сознании потребителя. В настольной книге всех маркетологов, «‎Позиционирование. Битва за умы», Джек Траут пишет: «‎Бренд — это не торговая марка, а то, что определяет вашу позицию в сознании потребителя». Поэтому лучший способ понять, что делает ваш бренд уникальным — спросить об этом клиентов.

Например, я как владелец бизнеса, еженедельно делаю 1-2 глубинных интервью на 1-1,5 часа с клиентами по определенной технологии, чтобы выяснить, что они ценят в нашем продукте, почему они его купили, с чем сравнивали и так далее. Наши маркетологи проводят десятки таких интервью в месяц, но мне как владельцу тоже важно иметь прямой контакт и держать руку на пульсе. Владелец бизнеса, который оторвался от клиентов, через какое-то время гарантированно перестанет им быть.

Инструменты для повышения узнаваемости бренда

Самый главный инструмент маркетинга для повышения узнаваемости бренда — это тщательно и профессионально разработанная бренд-стратегия. Когда у бренда нет стратегии, то все другие инструменты (социальные сети, контент-маркетинг, таргетированная реклама и так далее) будут работать гораздо менее эффективно, а иногда могут даже вредить. Например, новый маркетолог может разработать «‎гениальную» на его взгляд рекламную кампанию, которая будет полностью противоречить тому бренду, который компания строила многие годы.

Причем культура компании — это не та, что живет на бумаге в корпоративной базе знаний и в лозунгах на выступлениях CEO раз в полгода, а та, что живет в курилках и реальном отношении сотрудников — друг к другу, к клиентам, к основателям.

Когда у вас есть работающая бренд-стратегия, то вы можете легко подобрать инструменты, которые вам доступны по бюджету и которые сработают максимально эффективно в вашем случае.

Как создать запоминающийся и визуально привлекательный бренд

К сожалению, невозможно дать универсальный ответ на вопрос, как создать запоминающийся и визуально привлекательный бренд. Просто потому что нужно идти от того, что думают ваши клиенты, проводить глубинные интервью, панельные исследования, этнографические исследования. Многие совершают ошибку, начиная создавать бренд с визуала — делают логотип и фирменный стиль. На самом деле визуал создается из смыслового уровня, то есть из бренд-стратегии.

Мы живем в мире, где функциональные преимущества продукта быстро копируются конкурентами, и чтобы выделяться, надо обращаться к ценностям и эмоциям представителей вашей целевой аудитории. Именно это вы и сможете узнать из общения с клиентами.

Ваша задача через общение с клиентами найти эмоциональный контакт между ними и вашим брендом, и тогда вы поймете, как его можно усилить. Какие каналы коммуникации с аудиторией наиболее эффективны? Это сильно зависит от вида бизнеса. Возьмем, скажем, бизнес по оптовой продаже органических удобрений и ритейл магазин женских сумок премиум сегмента, очевидно, что каналы коммуникации здесь будут кардинальным образом отличаться.

Важно постоянно измерять эффективность каналов коммуникации. Маленькие компании, как правило, не знают и не умеют использовать инструменты бренд-исследований, в том числе потому, что для них это слишком дорого. Поэтому малый бизнес в лучшем случае ограничивается исследованием эффективности каналов коммуникации с точки зрения перфоманс-маркетинга, то есть окупаемости рекламы за счет продаж по этим каналам. По мере роста компании необходимо начинать учитывать и то, как реклама и другие коммуникации влияют на бренд компании.

Как «‎заставить» людей говорить о вашем бренде

Лучший способ «‎заставить» людей говорить о вашем бренде — создать такой продукт и такой бренд, который будет менять имеющийся на рынке статус-кво, особенно если это будет бороться с какой-то проблемой или несправедливостью.

Например, мало кто мог себе представить, что на рынке приложений по заказу такси в 2020-е кто-то сможет начать быстро развиваться и отбирать водителей и клиентов у таких монстров как Uber. Но вдруг на рынке появился InDrive, который своей стратегией компании (и бренда) сделал идею восстановления справедливости. Вместо того, чтобы отбирать у водителей львиную долю выручки от поездки, InDrive берет с водителя только фиксированную плату в месяц за пользование приложением, а всю выручку за поездку оставляет водителю. Именно такая «‎честная» стратегия заставила простых людей по всему миру говорить об InDrive, и он стал распространяться практически без рекламы как лесной пожар.

Есть и другие способы заставить говорить о себе, например, коллаборации со звездами и креативные пиар-акции, но они носят разовый характер и быстро затухают. По-настоящему вирусный эффект распространения бренда достигается только за счет того, что потребители получают огромную ценность от продукта и заинтересованы самостоятельно продвигать его своим друзьям.

В нашей компании был такой кейс — резидент Тагир Сагидов и его компания Old Press, предлагающая фотоуслуги в городах Европы в стиле старинных газет. Сотрудники Old Press фотографируют туристов на ретро-камеру, а уже через несколько секунд человек попадает на первую полосу газеты. При этом компания не продает эти снимки, а дарит — люди сами могут задонатить ту сумму, которую считают нужным. В итоге происходит «‎Эффект Бабочки» — компания делает тысячи газет каждый день, дарим эмоции, а люди, в свою очередь, передают эту энергию дальше.

Сейчас благодаря этой уникальной концепции люди заранее планируют свои туристические маршруты по городам Европы так, чтобы обязательно заехать в город, где есть компания Old Press, и сфотографироваться. Вирусный маркетинг сработал, когда турист из Южной Кореи опубликовал фото в своем блоге, что привлекло внимание множества корейских туристов. Активное ведение социальных сетей и стратегическое размещение фотографов в ключевых туристических точках также сыграли важную роль. Положительные отзывы и рекомендации клиентов создали эффект сарафанного радио, который привлекал новых клиентов.

Этот случай показывает, что уникальность продукта, активное использование социальных сетей и положительные отзывы могут сделать бренд известным и востребованным без значительных затрат на рекламу.

Как построить сообщество вокруг вашего бренда

Чтобы вокруг бренда возникло сообщество, он должен давать не просто функциональную ценность клиентам, но и давать им возможность обрести или усилить собственную идентичность. Например, суперпопулярность iPhone и iPad возникла именно потому, что компания Apple сделала большой акцент в маркетинге на творческих людей, которые не являются гиками, не знают технических деталей гаджетов, а просто хотят создавать цифровой контент с помощью удобных и красивых устройств.

Вокруг бренда Apple сформировалось сообщество «‎яблочников», для которых выбор нового телефона сводится к тому, покупать ли новый iPhone сейчас или подождать следующей модели. Это произошло во многом благодаря эмоциональному отождествлению себя с этими прекрасными стильными людьми, которые так ловко и красиво пользуются техникой Apple в их промо роликах и материалах.

Эффективность стратегии повышения узнаваемости

Эффективность стратегии повышения узнаваемости измеряется качественными и количественными исследованиями. Например, один из классических способов — это top of the mind. Этот метод предполагает опрос потребителей, чтобы узнать, какие бренды первыми приходят им на ум в определенной категории товаров или услуг. Это позволяет понять, насколько ваш бренд находится «‎на поверхности» их сознания и как часто его вспоминают в сравнении с конкурентами.

Качественные исследования проводятся, чтобы глубже понять восприятие бренда и выявить эмоциональные и рациональные факторы, влияющие на предпочтения потребителей. Это могут быть фокус-группы, глубинные интервью и другие методы, позволяющие получить подробную информацию о мнениях и чувствах аудитории.

После качественных исследований проводят количественные, чтобы проверить гипотезы, выдвинутые в ходе качественных исследований, и получить статистически значимые данные о восприятии бренда на более широком уровне. Это может включать масштабные опросы и анкетирование, позволяющие измерить осведомленность, узнаваемость и отношение к бренду в числовом выражении.

Адаптация стратегии узнаваемости к изменяющимся потребностям аудитории

Чтобы адаптировать бренд-стратегию к изменяющимся тенденциям и потребностям аудитории, необходимо прежде всего сделать хорошее качественное исследование — изучить, что думает и чувствует целевая аудитория по отношению к вашему бренду, конкурентам и происходящему в обществе.

Ещё на что следует обратить внимание — это длинные тренды и мегатренды, которые влияют на вашу индустрию и особенности поведения клиентов. Узнать о мегатрендах можно из различных источников, таких как отчеты аналитических компаний (например, McKinsey, Deloitte), специализированные исследования и публикации в отраслевых СМИ.

Регулярное изучение таких источников позволит вам быть в курсе глобальных изменений и адаптировать вашу стратегию соответственно. Результаты этих исследований необходимо учитывать при создании или обновлении бренд-стратегии (прежде всего платформы бренда и коммуникационной стратегии).

Ошибки при повышении узнаваемости бренда

Типичная ошибка — это кардинальным образом менять бренд или его коммуникационную стратегию на основании фантазий и «‎гениальных идей» основателей или топ-менеджмента компании. Это запускает проклятый цикл, когда неудачный разворот в брендинге потом долго и не очень успешно пытаются спасать за счет рекламных бюджетов и новых креативных идей.

Снова процитирую Джека Траута: «‎Если вы хотите добиться успеха, не игнорируйте позиции конкурентов. И не сходите со своей». При любых изменениях в брендинге необходимо учитывать позиции конкурентов в умах покупателей. А их можно узнать только глядя им в лицо и искренне интересуясь тем, что для них важно.

Создание уникального и запоминающегося бренда требует глубокого понимания своих клиентов, тщательной разработки стратегии и постоянного адаптирования к изменяющимся рыночным условиям. Уникальность вашего бренда начинается с того, что ценят ваши клиенты, и продолжается через чётко выстроенную бренд-стратегию, учитывающую тенденции индустрии и культуру компании. Постоянно измеряйте эффективность вашей стратегии и адаптируйте её в соответствии с новыми тенденциями и потребностями аудитории.

Расскажите, какие PR-акции или коллаборации помогли вашему бренду стать более узнаваемым?

0
В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем