Главное Авторские колонки Вакансии Образование
😼
Выбор
редакции
1 060 1 В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем

Управленческая отчетность без управленческого учета. Реально?

Многие мои клиенты считают, что управленческий учет и управленческая отчетность это одно и то же. И для того чтобы получить управленку, надо долго и дорого внедрять управленческий учет. С моей т. зр. это не обязательно - получить управленку можно без долгих внедрений.
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции

Сразу оговорюсь, что речь идет о классическом микро и малом бизнесе с выручкой до 100 м.р. в год.

Общие принципы

Любой учет нужен для того, чтобы иметь информацию об остатках предмета учета. Например, учет денежных средств делается для того, чтобы иметь информацию о текущем остатке денежных средств. А учет дебиторов/кредиторов, для того, чтобы знать кто вам должен, а кому должны вы.

Отчетность формируется на основании данных учета. Например, если каждому поступлению и выплате денежных средств за период присвоить один из трех признаков (операции, инвестиции, финансы), то можно получить отчет о движении денежных средств (ОДДС). Изучение и анализ этого отчета позволит сделать выводы, на основании которых принять решения.

Проще говоря, можно просто вести учет для определения величины остатков, а можно используя учетные данные делать формировать отчетность.

Бухгалтерский учет и отчетность

Бухучет это определенные правила составления балансового отчета (баланса) с помощью плана счетов и двойной записи.

Всевозможные факты хозяйственной деятельности отражаются (записываются) на определенных счетах (табличках) плана счетов, а потом все эти счета связываются двойной записью (корреспонденции счетов) и, в итоге, получается баланс.

Такие отчеты, как отчет о доходах и расходах и отчет о движении денежных средств это, по сути, переделанные версии отдельных счетов бухучета, сделанные для того, чтобы изучая их можно было принимать управленческие решения.

Как мы хорошо знаем, наличный оборот, оптимизация налогообложения, несколько юрлиц и ИП-ек, строгие правила бухучета (ПБУ) не позволяют предпринимателям доверять той отчетности, что формируют бухгалтера на основании бухучета. Поэтому возникает потребность в управленческой отчетности (управленке). Возникает ли при этом потребность в неком новом управленческом учете для формировании этих отчетов, рассмотрим далее.

Управленческий учет и отчетность

Сначала разберемся, что такое управленка.

Управленка нам нужна для того чтобы понять как мы реально сработали. Чаще всего под управленкой понимают ... все ту же бухгалтерскую отчетность: отчет о доходах и расходах (иногда его называют ОПиУ - отчет о прибылях и убытках), отчет о движении денежных средств (ДДС) и балансовый отчет (Баланс).

Но, в отличие от бухучета, чтобы сформировать эти отчеты мы не ограничены ни ПБУ, ни двойной записью. Общепринятых принципов подготовки управленческой отчетности - нет. Классические бухгалтера или аудиторы скажут, что в таком случае эти отчеты недостоверны, но управленцы скажут, что если эти отчеты позволят обрисовать хотя бы общую картину бизнеса, пусть с некоторой погрешностью, то этого уже может быть достаточно.

Как же сформировать эти отчеты? Я, например, формирую управленку на основании всей имеющейся у меня информации о бизнесе - отчетов CRM-ок, данных регистров 1С, всевозможных табличек Excel и Google, данных из клиент-банка, со слов собственника, бухгалтера, менеджеров и т.д. Чаще всего это работа по нормализации (корректировке) и консолидации имеющихся в бизнесе данных.

В чем-то этот подход похож на работу по финансовому моделированию, где также разрабатываются все те же формы, но уж прогнозные, место ОПиУ делается БДР, вместо ДДС -> БДДС, вместо фактического баланса -> прогнозный баланс.

В результате этой работы, без постановки управленческого учета, предприниматели получают управленческую отчетность. В некоторых случаях, правда, отчетность составить не получается, например, когда не ведется никакой учет. Например, никто в компании не знает задолженность поставщиков по авансам выданным, т.е. деньги поставщикам перечисляются, поставщики обязаны сделать отгрузки, а сколько, какие и когда никто не знает. Но такое случается крайне редко.

Плюсы и минусы

Основной минус - это погрешность. Двойная запись не позволит ошибке проявится - не сойдется баланс. В управленке двойная запись не используется, но баланс также должен сойтись.

Основной плюс - это реальная картина бизнеса, полученная с небольшими затратами на подготовку отчетности и в умеренные сроки.

Бизнес перестает быть черным ящиком и становится как на ладони. Да, можно далее усложнять и совершенствовать именно учет, внедрять регламенты, формы отчетов и т.д., чтобы получать более точную отчетность, но это уже работы по совершенствованию управленки, появлению промежуточных отчетов и автоматизации.

0
В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем