Отключите в себе Ждуна: 7 дел, которые должен сделать стартапер, пока работают программисты
Всем привет! Меня зовут Евгений Алферов и я интернет-маркетолог с десятилетним стажем. На данный момент у меня 9 маленьких интернет-магазинов, 1 работающий сервис для директологов (Кейса) и 1 сервис сейчас подготавливается к запуску (Конструктор отчетов для интернет-маркетологов - Румби.ру). Кроме того, я являюсь консультантом по интернет-маркетингу нескольких довольно крупных веб-студий и веду несколько десятков особо крупных клиентов. В общем, опыт у меня, какой-никакой, но есть, но не в программировании уж точно :) Поэтому решил написать, что может сделать практически каждый стартапер на этапе разработки, когда сам он не принимает непосредственного участия в ней с технической точки зрения.
Еще не готово?, А сейчас?
Как вы знаете, совмещать в себе кучу разных профессий сразу, мягко говоря, проблематично, поэтому для запуска новых идей многие привлекают сторонних разработчиков. И вот, ТЗ написано, аванс оплачен, и... И все! Остается только включать Ждуна. Но просто сидеть и смиренно вкушать завтраки от разработчиков слишком тяжело с моральной точки зрения, да еще и на моменте старта, когда из каждого участника команды энергия бьет ключом. В итоге Ждун чаще всего начинает заниматься какой-то фигней. Каждые 2 часа пишет программистам: Уже готово?, А сейчас готово?, Все еще не готово?. В итоге, уже на самом первом этапе могут появится какие-то конфликты, какие-то ссоры и т.д. Так может приложить эту прущую энергию в другое русло? Ниже для примера представлено 7 вариантов, чем можно себя развлечь :)
Создание триггерных рассылок
Самое первое, что можно сделать — это создать серию триггерных рассылок. Для тех, кто не знает что это такое: триггерные рассылки — это серия писем на емейл в зависимости от действий пользователя на сайте. Самый простой пример - поздравления с днем Рождения, письмо Вы забыли в корзине или Вам начислено 10 бонусов за покупку.
Попробуйте четко продумать, на каком этапе у ваших пользователей может возникнуть проблема и максимально простым языком рассказать в письме, как эту проблему можно решить. Поверьте, один этот этап может затянуться на несколько недель, а то и месяцев. Если пользователь заказал брюки — через 2 дня предложить ему новую рубашку к брюкам, Если пользователь оплатил тариф, через 3 дня попросить его написать отзыв и т.д. Таких писем может быть несколько сотен! Чем лучше они будут продуманы и организованы - тем эффективнее будет конверсия из регистрации в продажу/в постоянных пользователей и т.д.
Поиск нестандартных рекламных каналов
Такс, дайте ка подумать... Директ, Адвордс, ВКонтакте, Фейсбук, Инстаграм, Майтаргет, Ютуб и пресс-релизы... Вроде всё, разве нет?
А вот и нет :) Источников трафика на самом деле сотни. Ищите профильные ресурсы где можно разместить баннер, форумы, блогеров, которые пишут на вашу тему, всякие рекламные строчки типа Ноликса, куча нишевых банерообменных сетей, различные профильные емейл-рассылки и т.д. Есть и более креативные способы, о которых я буду писать потом.
Чем больше вы найдете, тем лучше! А еще лучше будет, если в каждом канале вы покопаетесь и разберетесь, чтобы потом быстро запустить рекламу. Сразу скажу, на маркетологов рассчитывать не приходится в данном случае, потому что 99% специализируются на вышеперечисленных 8 источниках трафика. Так что придется копаться самим :)
Поиск потенциальных партнеров
Если у вас ниша как-то связана с другими направлениями — это здорово! Можно начать искать потенциальных партнеров, которые будут пиарить ваш сервис на взаимовыгодных условиях. Например, для музыкального стартапа это могут быть сами музыканты, студии звукозаписи, репетиционные точки и еще целая гора всего. Если вам есть, что предложить потенциальным партнерам - используйте это! Чем больше найдете - тем лучше!
Написание пресс-релизов, коммерческих предложений и материалов впрок
Малейшая стабильность на начальном этапе — это уже хорошо!
Контент — это очень важная штука. И его лучше готовить заранее. Никто лучше вас не знает сервис, поэтому делегировать данное занятие можно только после того, как стартап уже начнет потихоньку перерастать в какой-то бизнес. А на первом этапе — пишите! Пишите все коммерческие, все пресс-релизы заранее, чтобы потом после запуска не наступило что-то типа:
— Ура, мы запустили продукт!
— Подождите, мне нужно 3 дня чтобы написать об этом пресс-релиз....
Кроме того, по своему опыту знаю, что всегда бывают непредсказуемые ситуации со временем и в особенности с энергией. Составьте контент-план для всех блогов, которые вы планируете вести (Спарк, свой паблик в ВК, ФБ или еще где-нибудь) и напишите весь контент на несколько месяцев вперед! Контент не обязательно связывать непосредственно с разработкой типа Мы запустили новый функционал. Такое на полгода вперед довольно сложно написать, но вот полезные околотематические материалы вполне реально! Как пример для музыкального сервиса — это подборки необычных групп, это статьи типа Какую музыку подобрать для йоги или что-то типа того. Поверьте, написанный контент на несколько месяцев вперед не раз спасет вас и даст спокойно порефлексировать :) Кроме того, это уже на самых ранних этапах даст какую-то малейшую стабильность, а это уже хорошо для стартапа!
Четко продумайте KPI
KPI — это ключевые показатели эффективности. Определите, что в вашем проекте является неким показателем эффективности пользователя. Яркий пример был у моего клиента — нишевого сайта знакомств. KPI был построен на пересечении данных пола, возраста, количестве просмотренных анкет после регистрации и количестве написанных сообщений в первые 36 часов после регистрации. Например, мы получили результат - что средний мужчина 30 лет за первые сутки должен посмотреть не менее 30 анкет и написать не менее 10 сообщений, чтобы ему захотелось совершить оплату. Ну а после получения таких данных все стало понятно - нужно мотивировать всех пользователей стремится именно к этим показателям.
+ Еще можно посмотреть, по каким рекламным каналам идет наиболее приближенная к данным показателям аудитория.
Чем лучше вы продумаете ключевые показатели эффективности своей аудитории на этапе разработки (что измерять и как это измерять), тем меньше шансов слива рекламных бюджетов и тем больше у вас будет понимание, на каких этапах у пользователей возникла какая-то проблема. Это крайне важный шаг и никто кроме вас его не сделает.
Первичный сбор заявок
Очень часто можно собрать не только первую аудиторию в еще не существующий проект, но и получить ценные рекомендации от потенциальных пользователей.
Когда вы уже на финишной прямой разработки, сделайте простейший лэндинг на любом конструкторе с описанием идеи и возможностью предварительной регистрации и пишите на профильных форумах, на профильных ресурсах и т.д.. Главное тут ни в коем случае не спамить! Все должно быть абсолютно легально и официально! Например, можно пойти на форум с вопросом типа Запускаю вот такую штуку. У Вас есть есть какие-нибудь пожелания? Будем стараться сделать лучший сервис.... Очень часто при помощи подобного метода можно собрать не только первую аудиторию в еще не существующий проект, но и получить ценные рекомендации от потенциальных пользователей.
Изучите конкурентов
Если копнуть поглубже — можно найти множество дополнительных фишек.
Это может показаться странным, ведь данный пункт должен быть выполнен еще до того, как проект начали делать программисты, но чаще всего конкурентов изучают примерно так Вот тут у них прикольная штука, а вот тут — не очень удобно или Мы сделаем такое же, но дешевле. Т.е. изучают основной функционал, очень примерно смотрят на то, как рекламируются конкуренты и еще несколько довольно субъективных мыслей типа У них кривой дизайн не по Фэншую. Этих данных вполне может хватить для того, чтобы начать пилить новый проект, но если копнуть поглубже - можно найти множество дополнительных фишек. Вот несколько из них.
1. Рассылки
Подпишитесь на все рассылки своих конкурентов, обязательно попробуйте бесплатные и платные тарифы. Посмотрите, что они присылают и в какой момент. Это может помочь в доработке собственной триггерной рассылки и поможет найти точки, на которых у пользователей чаще всего бывает затык. Например, если у конкурента (музыкального сервиса) есть рассылка Вы создали свой плейлист, но так и не загрузили туда музыку — есть вероятность, что на этом моменте у вашего сервиса тоже может быть слабое место. Для наилучшей эффективности - делайте все по шагам. Сделали что-то - подождите пару дней письма. Потом еще что-то делайте и снова ждете письмо. И так - пока не закончатся письма.
2. Рекламные каналы
Используйте все возможные сервисы анализа конкурентов для того, чтобы максимально подробно спалить всю подноготную своих конкурентов. Списки таких сервисов время от времени мелькают и на Спарке и на vc.ru
3. Опросите аудиторию конкурентов
Если у конкурента есть паблик в ВК или в ФБ, раздел Ваши предложения на сайте и т.д. - просто попробуйте найти все вопросы, которые задают им пользователи. Часто там кроется действительно важная информация. В случае с музыкальным сервисом это может быть что-то типа Добавьте возможность вложенных друг в дружку плейлистов!(и 500 лайков этого комментария).
Если же таких разделов не нашлось — не беда! Можно просто найти самых активных пользователей пабликов и написать каждому в личку что-то типа Здравствуйте! Мы сейчас запускаем сервис, похожий на ..., но хотим стать лучше и удобнее чем он. Возможно Вам что-то не хватает?. Такие простые опросы могут выдать намного больше подноготной конкурентов, чем вам кажется :)
Вот такой вот небольшой список задач :) Выключайте Ждуна и действуйте!
P.S.: Если у вас есть чем дополнить список — обязательно пишите в комментариях!