👀 Глядя на то, что происходит в последнее время, создаётся лишь одно впечатление — это тотальное разложение финансовой инфраструктуры российского периметра с перекладыванием ответственности на всех, кроме органов, которые этим должны заниматься.
🎯 Наши публикации точны, нейтральны и более дипломатичны, чем высказывания многих публичных деятелей. Однако, попадая прямо в цель, они становятся предметом постоянных блокировок и цензуры.
1️⃣ Во-первых, инвесторы, уставшие от бесконечного ожидания и отсутствия помощи, наконец приходят к выводу: вся ответственность за геополитический конфликт и инфраструктурные проблемы лежит исключительно на них.
Как бы кого это ни задевало, это коллективная ответственность за то, чего инвесторы не совершали и где у них не было права выбора.
2️⃣ Во-вторых. «Безопасный Гонконг», «дружественный Китай», «безрисковый для покупки и хранения актив» — всё это то, что слышал каждый инвестор перед тем, как покупать акции с листингом на Гонконгской бирже.
К сожалению, всё это оказалось и было маркетинговым ходом для увеличения торговых объёмов и для привлечения новых клиентов.
«创造。开放。未来»
🐲 Мало кто говорит о причинах блокировки китайских и гонконгских акций, а также невозобновления торгов через СПБ Биржу. Месяц за месяцем внимание смещалось на активы в Euroclear и разбирательства с OFAC.
Следует признать, что в российской части интернета умеют мастерски закрывать глаза на проблемы, переключаясь с одной на другую в надежде, что вопрос будет забыт.
Главная причина блокировки акций — сломанная инфраструктура СПБ Биржи. Если кто-то считал, что СПБ Биржа и брокеры построили прямую цепочку для взаимодействия с акциями Китая и Гонконга, то это ошибка.
СПБ Биржа всегда использовала стороннего провайдера (FF) с подключённым торговым API для всех операций. Такую инфраструктуру можно было создать максимум за 2-3 месяца, но этот тип взаимодействия рискован: учёт и поставка акций остаются на стороне провайдера.
Из-за отсутствия грамотного подхода и опыта создания надёжной инфраструктуры клиенты не могут ни торговать, ни покупать, ни легко разблокировать активы, связанные с Китаем и Гонконгской биржей. Безусловно, этот вопрос решаем; для этого нужны были бы деньги, желание, специалисты и обращение к SFC.
— Однако, как мы указывали ранее, разблокировка активов не входит в зону реальных интересов ни СПБ Биржи, ни ЦБ РФ, ни других ответственных структур.
«Решение»
Китайские акции и бумаги с листингом на Гонконгской бирже не попадают под санкции европейских и американских регуляторов. То же самое касается акций с листингом в Индии, Сингапуре, Южной Корее и других странах.
🍔 Логично было бы ожидать, что СПБ Биржа совместно с ЦБ РФ займутся разблокировкой и запуском торгов, чтобы предоставить российским инвесторам альтернативные финансовые инструменты.
👨💻 Теория о том, что китайские контрагенты опасаются санкций из-за работы с российскими компаниями, отчасти верна. Однако китайские контрагенты, банки и регулятор не имеют ничего против юридических лиц, зарегистрированных в Гонконге, Индонезии и Африке.
СПБ Биржа могла бы открыть юридическое лицо в Гонконге и начать процесс compliance для получения брокерской лицензии, что позволило бы предоставить гражданам РФ доступ к акциям Китая и Гонконга. По нашим подсчетам, затраты на запуск и вывод заблокированных активов составили бы до $5 млн и заняли бы 4-6 кварталов.
Чем больше времени проходит с момента блокировки активов, тем отчётливее мы осознаём, что за всеми процессами кроется нечто большее, чем санкции.
К сожалению, мы не исключаем самых негативных сценариев в связи с потерей доверия к локальной инфраструктуре и иррациональностью действий регулятора.
—
Автор: Виктор Кох