Что творится в голове или 10 идей стартапов, которые я так и не реализовал
Что мы делаем со своими идеями
На фоне красивейших историй успеха решил поделиться опытом своих неудач.
Человек может относиться к своим идеям по-разному. Что мы делаем со своими идеями?
- Пропускаем через себя поток и отпускаем дальше не задумываясь и почти не фильтруя. В редких случаях оставляем что-то в запасниках памяти или на бумаге.
- Боимся, что если озвучим, или, не дай бог, начнем воплощать, то кому-то это покажется глупостью. Боимся реализовать идею из-за того, что не верим ни в себя, ни в свои идею. Боимся потерять время, деньги. Это же страшно — новое, страшно терять, страшно оказаться полудурком в глазах друзей, семьи, коллег.
- Копим, прячем от посторонних глаз в надежде успешной реализации, прорабатываем и даже порой доходим до прототипа, но потом жена, ребёнок, ипотека и пенсия не за горами. И жалость к себе а ведь мог бы.
- Воплощаем идею - делаем прототип. Выносим на суд первых пользователей, получаем обратную связь, переделываем, улучшаем, развиваем. А вот тут-то всё и начинается. Именно тут берут своё начало большие взлёты и большие провалы. Именно тут и начинается Жизнь.
Когда стартапы start down
Итак, вот 10 идей ( в реальности их было на порядок больше), которые я не реализовал и причины, скажу сразу — не уважительные, по которым я не шагнул в Жизнь.
- Сервис по сдаче комнат и квартир задумал году так в 2011. Да, это показалось мне интересным, но элементарным — никто так не делал, но сдавали все. Я сделал вывод, что рынок в этом не нуждается. Побоялся начинать такой масштабный проект в подлеске агенств недвижимости. Даже не сделал сайт. Но его сделал Airbnb, как оказалось, раньше.
- Блог обзоров товаров с включением партнёрских ссылок. 2012 год. Позже, когда давно забыл о своём проекте появились группы подобные смотри, что я купил на Aliexpress”. Год назад мне объяснили в чем между нами была разница. Я усложнил идею — сделал сайт с полноценными обзорами, а не группу в соцсети с рекламной строчкой и слил на Директ и раскрутку минимум в 20 раз меньше.
- 2012 год. Блог с логотипами. Раньше я рисовал для газет и журналов карикатуры, но в 2011 году меня заинтересовали логотипы. Предполагалось сделать коллективный блог — портфолио дизайнеров и сервис коммуникации заказчика — клиента. Блог с моими минималистичными 2D логотипами обругали на профильных форумах словами “в стиле 90-х и послали на... фотостоки. Сделал несколько вариантов логотипов для известных брэндов и разослал им. Ответа не получил. Расстроился и оставил затею. Через пару лет такие плоские логотипы объявили новым модным трендом.
- 2013 год. Сайт-агрегатор заказов для строительных магазинов/баз. В этот раз был чуть умнее — сделал сайт на insales, натырил картинок ламината, ковролина, обоев из поиска, выставил ценник и купил рекламы. До богатства оставалось 1,5 месяца. Идея была в том, чтобы за деньги/процент от стоимости заказа доставлять образцы материалов на дом. Идея пришла, когда в магазине увидел как люди пытались вернуть обои потому что они не подходили по цвету готовому полу. По замыслу, в автомобиль каблук помещались листы (1 кв.м.) образцов и доставлялись клиенту, у него же оформлялся заказ на товар и доставку, который передавался продавцу. Да, это именно коммивояжерство из 90-х, когда я сам заходил в офисы с баулами бумаги для ксерокса. Предварительный подсчёт на основе ожидаемого среднего чека показывал, что точка безубыточности, если мне не изменяет память, начиналась с 5 заказов в день, а на хороший рост можно было надеяться при 25 заказах. Откликов с сайта не было. Денег на дальнейший эксперимент тоже. Проект закрыл.
- 2013 или 2014 год. Сеть wi-fi точек доступа и зарядок для пляжей на солнечных батареях. Как все делают — начал с логотипа. Понравилось название GreenSummer. Саморганизующаяся сеть должна была разворачиваться в течении 15 минут на любом пляже в разумной доступности от отеля. Дополнительно для отеля разрабатывалось приложение/страница сайта с функцией доставки напитков из бара отеля, номер свободен для уборки и прочего-прочего типа заказа столика в дружественном отелю ресторане. Эскизы приложения, алгоритм и функционал где-то валяется. На железе всё проводилось в теории. Идея перележала, проработку прекратил. Через некоторое время появилось такое приложение у крупного турецкого отеля.
- 2014 год. Приложение для подбора светильников и предметов интерьера в режиме дополненной реальности. Тогда я не знал, что это так называется. Планировалось подключать продавцов как в Яндекс.Маркете и подгружать контент на прозрачном фоне. Пользователь мог активировать камеру на смартфоне и направив на стену пролистыванием подобрать элемент дизайна, декора.
- 2015 год. Проект по производству одноразовых комбинезонов для собак. Сделал прототип. Искал материалы. Спанбонд всем хорош технологически, но сильно пропускает грязную воду. Форму для вырубки и сварки комбинезона в один приём так и не доделал. Проект остался на бумаге и в голове.
- 2016 год. Автоматизированная система управления теплицей. Солнечная энергия, насосы, датчики влажности, температуры, управление вентиляцией, поливом, внесения удобрений. Подумал, что такая автономная система с дистанционным контролем и управлением позволит устанавливать тепличные комплексы на удалении от источников электроснабжения, на более дешёвых землях. Достаточно иметь дорогу и скважину — источник водоснабжения. Побывал на выставке автоматики, познакомился с оборудованием, почитал, приценился и... оставил идею.
- 2013 год. Полый поребрик (бордюрный камень). Так до конца и не понял, что может ограничить применение, но прототип так летом и не сделал. Варить умею, бетон мешать умею, конструировать умею. Не хватает чего-то другого. Не реализовал вместе с тротуарной плиткой с замком.
- Проект отзывов о работе 2015 - 2017. Наслышав о том, что в США и некоторых других странах легче мотивировать людей на создание контента, я сделал англоязычный сайт. Умудрился даже получить на него ссылку с Reddit. На этом всё. Близнец — русскоязычный проект proffobzor.ru задумывался как живое сообщество в котором люди могут рассказывать о своём рабочем дне, спрашивать совета в профессиональных делах, выбирать профессию по отзывам, проводить мастер-классы и искать сотрудников. Дополнительно компании, учебные заведения могли бы давать более полную информацию о своей работе, о том, что человек получит выбрав ту или иную профессию и работу. Потенциал, как мне казалось, огромен. Социальная составляющая присутствует. Но, как оказалось, и этот самолёт стоит не на взлётной полосе, а пылится среди развалин отлетавших в моём воображении идей.
Вот, собственно, то, на чём останавливался я. Есть другие проекты, частью более-менее успешные, но ничего нового они не несут.
Опыт
Я для себя сделал следующие выводы:
- Работай в команде, читай, анализируй, советуйся, будь гибче, но держись курса.
- Знай свои слабые стороны и ищи того, кто может их усилить в команде.
- Доверяй себе и миру. Лучше 10% работающей компании чем 100% пустой идеи.
- Сокращай цикл идея-прототип-выпуск продукта-обратная связь от пользователя-изменение продукта. Часть проектов можно было запустить и опробовать за пару недель.
- Аудитория. Только большая целевая аудитория может дать более-менее внятную обратную связь. Нельзя мечтать о миллионах и впадать в депрессию из-за одного комментария на сайте.
- Не верь, не бойся, покажи (минимально работающий продукт большой аудитории потенциальных пользователей)! Работай с фактами — с обратной связью от множества клиентов (покупателей).
- Доширак — тоже еда. Если веришь в идею — не меняешь её развитие на новый смартфон, автомобиль или отпуск у моря. Предостерегу от того, чтобы так думать не имея фактов о потенциале вашего проекта.
- Нужно зарабатывать сразу. Есть модели, которые не принесут прибыль без больших вложений, но до разработки автомобиля можно сделать хотя бы самокат и продать его.
Будет приятно и полезно услышать ваши мнения о моих начинаниях и узнать, что вас останавливало в процессе создания проекта мечты и как вы начали Жить! Если что-то вас заинтересовало из проектов — готов к сотрудничеству.