Все знают, как сделать логотип и название — все, кроме меня
Сейчас читаю много про нейминг и про логотипы, так как имею необходимость в этих знаниях. Очень много похожих друг на друга статей, много рерайта и заученных фраз. Последняя прочитанная статья (пожалуйста, ознакомьтесь с ней, я буду упоминать её) буквально вынудила меня написать комментарий, и когда этот комментарий начал расти, а останавливаться я и не планировал, то решил вынести его в отдельную статью.
Усомниться
Я не соглашался много с чем. Всё дело в том, что я каждый раз проецировал предложенные советы и пытался обосновать их сам. Это когда хочешь решить и доказать теорему самостоятельно, а не прочитать готовое решение.
В прочитанных мной материалах советы повторяются из статьи в статью. И не смотря на то, что это советы от опытных и крупных агентств, которые хорошо зарабатывают именно разработкой логотипов (названий), создаётся ощущение, что учитель всех этих компаний один и тот же человек. Давая советы, авторы материала не обосновывают их, а объясняют на существующих примерах, что на мой взгляд ошибочно. А порой и вовсе советы выдаются за истину, только происхождение этой истины, как в опыте про обезьян и бананы, когда несколько обезьян не трогают банан и не дают к нему прикоснуться любой новой обезьяне, потому что просто так принято в комнате, в которой они находятся. Но на деле никто из них не знает почему так. Я попробовал не доверять, а усомниться в предлагаемых советах и своей статьёй хочу предложить вам попробовать сделать тоже самое.
Критерии "хорошего" логотипа
Простой и понятный, Запоминающийся, Универсальный, Оригинальный — в качестве примеров в последней статье привели Mars, Nike, Mitsubishi, McDonalds.
Приводя в пример эти да любые другие названия и логотипы компаний гигантов, профессионалы разливаются красочными речами, аксиомят принципы создания логотипов. И все эти речи и советы звучат правдоподобно настолько, насколько готов доверять авторитету слушающий (читающий).
Логотип должен однозначно восприниматься клиентом в цветном и черно-белом исполнении, должны быть выдержаны в лаконичном стиле. Тогда их невозможно будет перепутать. Логотип должен вызывать эмоции и ассоциации, связанные непосредственно с чем-то хорошим, и, конечно же, они должны совпадать с образом компании. Он должен быть универсальным и актуальным даже через 5 лет, и даже если вы расширите сферы деятельности. А при коротком взгляде на логотип должно быть понятно, чем занимается ваша компания. Оригинальный логотип выделяет вас среди конкурентов и формирует в голове клиента нужный образ. Придумайте легенду о бренде и отобразите ее в логотипе...
Бла-бла-бла, *зеваю* Но во всём этом есть рациональное зерно, и с этим сложно поспорить.
Параллельная вселенная
Но давайте на какое-то время забудем о том, что это Шоколадный батончик, Кроссовки, Автомобиль и Гамбургеры. Если воспринимать название на слух, то это название планеты, имя богини, три водяных ореха и фамилия. На самом деле, только логотип Митсубиси наиболее близко визуально соответствует названию — буквально мицу — три, хиси — водяной орех по форме плодов и листьев напоминающий ромб (по правилам рэндаку читается — биси). Марс — это фамилия, Nike — богиня, McDonald — фамилия.
А в это время где-то в параллельной вселенной существуют аналогичные компании, занимающиеся тем же самым, с подобными логотипами и историями возникновения названий.
HAUMEA — четвёртая по величине карликовая планета Солнечной системы. Ну вот фамилия у человека такая, что делать?
AURA — древнегреческая богиня женская персонификация лёгкого ветра. Что может быть легче и свободней чем ветер. Отличное название для спортивной фирмы и логотип за 35 долларов.
SHIBOPURA — появился благодаря слиянию двух фамильных гербов название от двух слов shi — четыре, popura — лист тополя (который по правилам рэндаку читается - бопура)
ИбнХотабы — фамилия двух братьев, которые начинали с ресторана шавермы.
Вот я набросал логотипы для этих названий по аналогии.
Пол Розенбаум
Я потратил на это лишь 10 минут. Конечно, их можно доработать до максимального подобия компаниям из нашей вселенной. Но даже после этого они не выдержат никакой критики. И уж тем более не пройдут Семишаговый тест логотипа от Пола Рэнда. Несомненно, этот человек икона своей эпохи, титан дизайна и арт-директор от бога. Я не имею никакого права противоречить его опыту. Но вот автору той статьи, где тесту подвергается логотип поисковика Bing, я попробую противостоять.
Не стану углубляться и проходить по всем шагам, но хотел бы обратить внимание на 1 и 4 шаг теста от Рэнда.
4. Это запоминаемо? Автор, оценивая запоминаемость, предлагает поиграть в словесные ассоциации — это упражнение для выявления первого слова, которое приходит на ум, когда вы слышите или видите что-то. На примере предлагает логотип Budweiser, Doritos и Lexus. Не пришлось махать волшебной палочкой, как у автора появились ассоциации Пиво, Чипсы, Автомобиль.
А после этого он попытался вытащить ассоциацию "Поисковик" из логотипа Bing — естественно, у него это не получилось.
Действительно ли Пол Рэнд именно так затевал свой тест? На мой взгляд, автор статьи надевает носки вместо перчаток и шарф на ногу мотает. Я полагаю, надо показать логотип на несколько секунд группе из 10 человек и через некоторое время (сутки или более) попросить их нарисовать то, что они смогли запомнить. Вот это, скорей всего, больше скажет о запоминаемости логотипа.
То, как Пол сделал логотип NeXT для Стива за 100 000$ — это чистой воды дерзость, вызов и умение себя продать. Именно то, что сумел оценить Джобс и согласился нанять Рэнда.
Стотыщдолларов!
Наверное, действительно нужно быть Полом, чтобы суметь выдать очевидное и найти золото под носом у золотоискателя. Буква i и слово eye (глаз), для англоговорящего звучит одинаково — ай. Тоже самое и с пчелой — Би. На русском IBM звучало бы как ГлазПчелаЭм.
В тоже время никто не вспомнит великого мастера кто создал логотип и название сети продуктовых магазинов — 7я.
Тест Пола Ренда это очень крутой тест и в теории правильный, но чтобы применить его на практике, надо быть Полом Рэндом, или, как минимум, одним из его лучших учеников.
Когда люди заказывают дизайн логотипа на выходе, скорей всего, они выберут не тот вариант, который им понравится, потому что работы хорошего дизайнера могут понравиться все, а выберут тот вариант, о котором будем максимально складно и сладенько говорить создатель (маркетолог или арт-директор).
Моя статья является заключением моего сложившегося мнения о том, что нужно делать, чтобы создать логотип. Я не собираюсь становиться Полом Розенбаумом и не планирую создавать логотипы для новых ай-би-эм, но могу сказать точно, что несколько логотипов я точно создам, для себя или друзей. Я не буду проводить тест из 7 шагов, я не буду набирать фокус группы и спрашивать мнение у друзей. Мой логотип будет оригинальным или обыденным, простым или сложным. Я сделаю логотип и название такими, чтобы они нравились мне, а в дальнейшем буду нацелен создавать такой продукт, который спустя время сделает мой логотип примером в обучающих статьях маркетологов.
Ну и напоследок, поддайте критике первый логотип одной ныне очень крупной компании.
P.S. Я не имею серьёзной компетенции в нейминге и создании логотипов, и, вероятно, моя статья полнейший бред. Пожалуйста, прошу, прокомментируйте, что вы думаете по этому поводу.