Управление репутацией в интернете. Что стыдно не знать в наше время
Управление репутацией в интернете усилит бизнес, взаимодействующий с мировой паутиной. Суть в том, что компания может целиком положиться на офис и продажи в «реале». Люди всё равно будут обсуждать этот бизнес в онлайне.
Объясняем основы интернет репутации и почему в неё стоит вложиться российскому бизнесу.
Смотрим базовые понятия
Репутация в интернете — это то, как компанию воспринимают в интернет пространстве. На это работают все упоминания на форумах и социальных сетях, информационных ресурсах, записи на форумах, данные в поисковой выдаче и так далее. Важен каждый пункт.
Репутация в интернете формируется без участия самой компании. У бизнеса скорее всего есть сайт и аккаунты в социальных сетях, но они — источники, а информационная волна движется дальше. Удачно проведённая акция вызовет позитивные отклики, а оплошность — негатив и не всегда заслуженные обвинения.
Управление репутацией делится на два направления:
1. Устранение негатива и его влияния.Мы знакомы с этим на бытовом уровне. Предположим, вы решили приобрести обогреватель, присмотрели подходящую модель. У неё интересная реклама, только стоит вбить название в поисковик, как вылезают сообщения о поломках. Кажется, на работе коллега был им недоволен. Привлекательность модели снизилась. Маркетологи старались зря.
2. Распространение положительной информации.Такие сообщения о бренде, товаре или компании усиливают доверие потребителей.
Управление репутацией в интернете — сфера маркетинга со своими инструментами и методами работы. Действия прозрачны, а расчёты точны. Глобальная задача — показать сильные стороны компании потенциальным клиентам.
Российское законодательство смотрит на репутацию, как на разницу между покупной ценой компании и её стоимостью по бухгалтерскому балансу, куда входят все активы и обязательства. Так положительная деловая репутация выразится в высокой стоимости бизнеса, а отрицательная — в скидке на покупку предприятия. Такой порядок утверждён Министерством финансов Российской Федерации. По закону на деловую репутацию влияют:
- наличие стабильных покупателей;
- навыки маркетинга и сбыта;
- деловые связи;
- опыт управления;
- уровень квалификации персонала.
Выходит, что деловая репутация — нематериальный актив. Её учитывают бухгалтеры, и она влияет на стоимость предприятия.
Всё это относится к внутренним процессам бизнеса и для большинства клиентов скрыто. Однако посчитать сколько бизнес теряет на негативе в топе поисковой выдачи возможно.
Считаем репутационные потери
Писателю Льву Толстому приписывают цитату: «Человек есть дробь, где числитель — это то, что он из себя представляет, а знаменатель — то, что он о себе думает». Формулу с небольшим изменением можно применить и к репутации. Точный расчёт вывел старший бренд-стратег Brand Yourself Райан Эрскин (Ryan Erskine).
Метод основывается на просмотре негатива в поисковой выдаче. Узнать потери от негатива может любой человек. Рассмотрим на примере магазина «Wildberries».
1. Через подбор слов Яндекса вычисляем количество показов в России по запросу «wildberries отзывы». Выходит 3 005 в месяц.
2. Следующий нужный нам показатель — средняя кликабельность. Воспользуемся данными агентства Rush Analytics по Яндексу. По нашим подсчётам в Google в среднем больше на 10 % запросов.
3. Сумма негативной выдачи составит 51 %. Это гипотетическое число, то есть из 3 005 потенциальных клиентов на негативную информацию может попасть 1 532 человека.
Теперь делаем расчёты. Часть из них сделана «на глаз». Сейчас у нас нет цели выявить реальные потери «Wildberries» от негатива. Мы разбираемся с примером.
V — трафик на негативные сайты. Мы его уже узнали — 1 532.
T — стоимость привлечения клиента. Возьмём усреднённый показатель 600 рублей.
P — прибыль от клиента. Предположим, магазин планирует получить минимум 1 200 рублей.
K — максимальный понижающий коэффициент. Помните, что человек может послушаться негатива, а может и не обратить на него внимание. Поэтому в конце вычленяем 10% от полученного результата. Принято считать, что это — минимум, который точно откажется от покупки.
Теперь считаем:
V(T+P)K 1532(600+1200)0,1=275 760 рублей
По подсчётам, только в Яндексе по запросу «Wildberries отзывы» теряется 275 760 рублей прибыли в месяц. Предположим, что у «Wildberries» дела идут хорошо и такие потери они могут позволить. Малый и средний бизнес от негатива в интернете страдает больше.
Почему методики управления репутацией в интернете так сильно отличаются
Управление репутацией как осознанный вид продвижения бренда сформировалось недавно. Агентства используют собственные наработки. Все эти инструменты имеют право на жизнь. Российский рынок очень интересный и открывает простор для фантазии.
Компании, решившей заказать управление репутацией в интернете, вероятно предложат эти инструменты:
- SERM — управление репутацией в поисковых системах. За аббревиатурой скрываются инструменты создания положительного образа в глазах клиентов.
- Удаление негатива. В 60 % случаев достаточно взять тему на контроль: ответить и разобраться в проблеме. Эффект нивелируется, а позиция сообщения в выдаче опустится. В остальных случаях удаление информации необходимо.
- Создание лояльных источников позитивной информации. Это могут быть блоги и новые аккаунты или полновесные информационные ресурсы.
- Контроль отзывов. 22 % потребителей не совершают покупку после прочтения всего одного негативного отзыва. Четыре и более отрицательных комментариев способны отпугнуть уже 70 % будущих клиентов. Таковы результаты последних исследований.
- Работа в социальных сетях. SMM со всеми вытекающими.
Управление репутацией в интернете начинается с аудита. Предприниматели и активные участники медиа имеют право узнать, что о них пишут в интернете. Подробное исследование входит в наш пакет услуг.
Поэтому вложение в репутацию — долгосрочный актив. Не хотелось бы загубить веру в него на старте. Управлению имиджем предстоит потеснить контекстную рекламу и другие привычные инструменты продвижения. Мы уверены в силе репутации и возвращаем деньги заказчика, если KPI не достигнут.
Верим, что только такими средствами управление репутацией проявит себя в полную силу на рынке.
Методичка для бизнеса. Что учесть
- Посчитайте потери от негатива. Это займёт пять минут.
- Проведите бесплатный аудит репутации.
- Обращаясь в агентство, уточните расчёт KPI и сроки возврата инвестиций.
- Обратите внимание на сайты-отзовики. Что там пишут о вас? Если ничего не пишут, то почему?