Стоит ли сегодня вкладываться в образовательные проекты?
Почему, как правило, к новичку, пришедшему на первое рабочее место, прикрепляют наставника? Бывает, и Афоню, конечно. Но по возможности – реально толкового и малопьющего Михалыча, Николаича или Петровича с опытом, головой и руками. И это при том, что за написание инструкций и создание обучающих фильмов многие компании непонятно почему обделены Нобелевкой и Оскаром.
Почему все (ВСЕ!) современные (из этого и предыдущего веков) авторы бизнес-литературы, обращаясь к читателю, умоляют: ищи учителя! Наставника, бизнес-ангела, ментора, коуча… Ищи! И путь твой будет куда менее тернист и куда более результативен и быстр.
Список подобных вопросов можно продолжать и дальше. Но давайте теперь почувствуем себя футурологами и поразмыслим о собственном будущем и будущем наших детей.
Как думаете: доля обучения в повседневной жизни будет продолжать нарастать? Уже сегодня мне, например, понятны далеко не все слова и термины, встречающиеся в чужих постах, что наводняют мои умные ленты в соцсетях. При этом значительная часть общества даже не слышало о big data и AI. Но именно последние оставят без работы первых. Они взаимно друг о друге не думают и думать не будут.
Уникальность каждого человека в умственном, эмоциональном и (свят-свят!) идеологическом плане уже не подвергается сомнению. В связи с этим долго ли протянет классическая система образования, ориентированная на среднего ученика, учащегося и студента?
Разумно ли предположить, что массовое шаблонное обучение (придуманное когда-то для фабричных нужд, поверьте историку!) будет вытесняться индивидуальным наставничеством? Правильнее, наверно, менторингом – своего рода развитым репетиторством. Групповые занятия, разумеется, останутся, но исключительно для решения задач, требующих командной работы. А в целом поход, который уже давно работает в спорте и творчестве, с большой долей вероятности охватит все образование вообще. С его небезгрешным предвестником – инфобизнесом – уже сегодня шапочно знаком каждый второй.
Учитывая скорость и массовость изменений на всех фронтах, кому вы больше доверитесь: наставникам, запланировавшим ваше образование на 5-6-11 лет вперед, либо ментору, который готов корректировать учебный план в реальном времени?
Что сегодня (а уж тем более завтра) эффективнее: проектное обучение с акцентом на результат и скорость, либо пассивное слушание и запоминание больших объемов разносторонней информации?
Кому уже сегодня (а тем более завтра) работодатели отдадут предпочтение: людям с опытом участия в проектах и реальными навыками, либо обладателям дипломов престижных вузов?
Наконец, велики ли перспективы у зарождающегося рынка обучения, которое базируется на персональном обучении, моделировании карьеры, менторстве?
Предваряя скептические комментарии соотечественников, спешу разочаровать: я согласен, что в географическом плане будущее наступает неравномерно. Где-то в 2016 году дети гибнут под колесами трактора на картошке, а где-то дроны доставляют посылки из интернет-магазинов. Но принципиально правило развития, изложенное выше преимущественно в форме вопросов и ответов, знакомо нам еще с наших школьных лет. В одном фантастическом романе писатель Чапек придумал слово робот, а теперь у нас миллионы роботов (фильм Гостья из будущего, 1985 год).