Как построить высокотехнологичную суперкомпанию: идея
Тим Феррисс автор одной из моих любимых книг и бестселлера "Как работать по 4 часа в неделю и при этом не торчать в офисе "от звонка до звонка", жить где угодно и богатеть".
Тим говорит: "Многие потенциальные предприниматели говорят мне при встрече: У нас есть грандиозная идея, но мы не рискнем о ней рассказать, пока вы не гарантируете конфиденциальность (тут они обычно предлагают подписать договор о неразглашении). Как разумный инвестор я отказываюсь что-либо подписывать и спокойно забываю об этом предложении, чем очень удивляю предпринимателей.
Почему я не рассматриваю такие проекты? Подобное поведение — верный признак того, что человек переоценивает свои идеи, а следовательно, недооценивает труд по их реализации. Когда человек обдумывает идею, он ничем не рискует и никакие проблемы его не беспокоят. Что же касается предпринимательства, то здесь все обстоит иначе. Пристегните ремни и приготовьтесь к трудностям, если решились на новый проект. Вам предстоит стремительный и сложный полет. Если вам пришла в голову блестящая идея, учтите, что некоторые умные люди уже могли додуматься до нее раньше. И наверняка они пытаются найти решение проблемы, над которой вы бьетесь. Посмотрите, как много сегодня туристических приложений для iPhone или сайтов, посвященных фитнесу.
Я считаю, что завышенная оценка своей идеи — первый признак плохого предпринимателя. Конечно, из-за такого подхода я порой игнорирую некоторые перспективные проекты, но в этом нет ничего страшного: я просто не инвестирую в идеи. И Уоррен Баффетт не инвестирует. Я потеряю меньше денег, чем те, кто идет на подобный риск. Мне гораздо проще избежать убытков, когда я вкладываю средства в стоящих предпринимателей. Даже если у них ничего не получится в этот раз, они поймут свои ошибки и создадут действительно хороший проект в будущем (и я его с удовольствием профинансирую). Вкладывая деньги в идеи, я бы лишился этих преимуществ.
Вот девиз, который должны запомнить все начинающие предприниматели: Можно украсть вашу идею, но нельзя украсть ваш труд и горячее желание ее реализовать. Вот еще один довод с моей стороны: у идей не существует рынка. Подумайте об этом пару секунд: вы когда-нибудь пробовали продать идею? И куда бы вы пошли ее продавать? Кто ее купит? Отсутствие рынка — это верный признак отсутствия ценности*. Почти у каждого может быть (и есть!) отличная идея, но только профессионал способен воплотить ее в жизнь.
Профессионализм в данном случае означает не столько богатый опыт, сколько гибкость и предприимчивость. Хороший предприниматель понимает, что ошибки можно исправить, но упущенное время никогда не вернуть. Идеи, конечно, нужны, но их одних будет мало. Они всего лишь ваш билет на участие в игре.
Не нужно беречь свой проект как зеницу ока. Если вы счастливый обладатель одной-единственной идеи, значит, вряд ли сможете в нужный момент изменить свой курс (а это надо будет сделать, и не раз), чтобы соответствовать требованиям рынка и противостоять конкурентам. В этом случае лучше вообще не начинать.
Скорее всего, над вашей идеей уже работают такие же умные люди, как вы. Направьте свои силы туда, где они не могут справиться с трудностями и топчутся на месте. Не бойтесь сложных задач, именно здесь можно найти настоящий клад и обрести успех — на тернистой тропе под самым носом монстров интернет-индустрии. И поверьте, эта дорога принесет вам массу удовольствия. Давид не смог бы побить Голиафа доской для презентаций. Забирайтесь на ринг и готовьтесь бить и уклоняться от ударов."
А что же с теми великими идеями, для которых бизнес-акселераторы нашли инвесторов ? Около 40% компаний, участвовавших в программах акселерации, описываю свой продукт, который хотят разработать за три месяца, как "почти или совершенно не имеющий аналогов". Многие команды приходят в акселератор с идеями мягко говоря "не очень". Эти идеи не выдерживают даже первой проверки при столкновении с суровой реальностью рынка. В этом случае, наставники и потенциальные инвесторы смотрят не не Вашу идею, а на команду. Далее, команде или основателям необходимо подумать над тем, чтобы сменить идею и тут же начать работу над новым проектом. Готовность кардинально изменить направление деятельности, опираясь на факты, - признак "сильного предпринимателя".