Как построить высокотехнологичную суперкомпанию: WordPress
Мэтт говорит: "Мне очень нравится подход Apple к созданию новых продуктов. Ребята не боятся выпустить в свет версию 1.0 и регулярно ее обновлять. Вот вам пример из жизни. Радио нет. Памяти меньше, чем у Nomad от Creative. Полный отстой — подобные отзывы о самом первом плеере iPod появились на сайтах СmdrTaco и Slashdot.org.
Я как сейчас помню свой первый iPhone. Несколько часов стояния в очереди были похожи на ожидание перед входом в модный ночной клуб. Чем дольше я ждал, тем слаще мне казался момент, когда iPhone все-таки окажется у меня. И вот я его получил. Мне казалось, что в моих руках настоящий трикодер из сериала Звездный путь. У этого трико дера были постоянные проблемы с соединением, отсутствовали приложения, разъем не подходил ни к одним из моих наушников, не было функций копирования и вставки, и вообще он работал ужасно медленно.
И представьте себе: когда первый iPhone появился на прилавках со всем ворохом ошибок и недоделок, где-то в секретной мастерской Apple уже имелась работающая модель версии 3GS с более быстрым процессором, хорошей батареей, и нормальным разъемом для наушников. У этой модели практически не было недостатков. Стив Джобс, наверное, уже носил iPhone новой версии у себя в кармане. Вы только подумайте, каково это, когда тебя критикуют со всех сторон за те недостатки, которые уже исправлены. Представьте, что у вас имеется отлично выполненный продукт, но он еще не поступил в продажу, так как вы не получили цены на некоторые компоненты или не довели до ума какие-то мелочи.
$400 за MP3-плеер! Я, пожалуй, назвал бы его второй версией плеера Cube, тем более что продажи все равно провалятся и производить его не будут… да и работает он из рук вон плохо. Ох, Стив, я хочу обратно свой PDA — эти слова в 2001 г. написал пользователь под ником elitemacor на сайте macrumors.com в комментариях к статье о выходе первой версии iPod. Мне интересно, насколько серьезно относятся к подобным отзывам в самой компании Apple.
В истории WordPress тоже было тяжелое время, а целый годя даже считаю для нас потерянным: версия 2.0 вышла 31 декабря 2005 г., а версия 2.1 — 22 января 2007 г. Глядя на эти даты, можно подумать, что мы не могли договориться с участниками сообщества ПО с открытым кодом, что все добровольцы покинули наш проект или что компания WordPress работала хуже, чем когда-либо. На самом деле все было как раз наоборот. 2006 г. для нас стал настоящим прорывом во всех отношениях. Пакет WordPress загрузили 1,5 млн раз, на нашу платформу были перенесены некоторые известные блоги. Растущая популярность WordPress привлекла к проекту множество талантливых разработчиков, мы постоянно добавляли новые функциональные возможности и быстро устраняли ошибки.
Почему же год вышел неудачным? Все дело в еще одном исправлении. За это время мы могли выпустить три полноценных релиза, нам нужно было лишь подвести черту и послать эту чертову штуку на продажу. Тут проблема вот в чем: чем больше времени проходит после выхода последней версии, тем сильнее давление на разработчиков и тем большего от них ждут пользователи. Поэтому разработчики и стараются выполнить все без сучка без задоринки и отполировать продукт до блеска. Однако для некоторых проектов этот процесс может затянуться навечно.
Эй вы там, в Apple, у меня для вас идея — чем заниматься всякими игрушками, уделите лучше чуть больше внимания своей ужасно дорогой и плохой серверной операционке! Или вы и впрямь решили стать популярным производителем гаджетов? — Pants, macrumors.com, 2001 г. Я прекрасно себе представляю, какие мысли приходили в головы разработчикам первых версий iPod или iPhone. Ребята, ответственные за функцию копирования и вставки в iPhone, были близки к решению своей задачи, но они знали, что критик Уолт Моссберг их не пощадит, и думали: Ну дайте нам еще пару недель, чтобы все закончить, не запускайте iPhone в производство. Уверен, им было очень стыдно. Но если вам ничуть не стыдно за первую версию своего продукта, значит, вы сильно затянули с его выпуском.
Мне очень нравится, как быстро Apple признает собственные продукты безнадежно устаревшими. Я полагаю, это только добавляет популярности новым версиям. Как я уже говорил, чем больше времени прошло с даты последнего релиза, тем сильнее давление на разработчиков. Но если вы не успеваете добавить несколько строк кода, а следующая версия выходит через шесть недель, в этом нет ничего страшного. Это как авиаперелет из Сан-Франциско в Лос-Анджелес: если вы пропустите один рейс, через час обязательно будет еще один, и не стоит переживать.
Реализация — это воздух для идей. Вы не узнаете, как клиенты воспримут то или иное новшество, пока не попробуете. Это значит, что, спрятав свой продукт от общества, вы лишаете его кислорода и заставляете медленно умирать. Нельзя разработать программное обеспечение в полном вакууме. Если ваша идея хотя бы наполовину так хороша, как вы думаете, наверняка в мире еще по меньшей мере несколько команд работают над ее реализацией. Вы даже представить себе не можете, как много случайных факторов могут повлиять на рынок, для которого создается продукт. Только подумайте, сколько раньше было сервисов подкастов, пока не появился iTunes, объединивший в себе все необходимые функции. Он просто смел конкурентов с рынка.
Выпуская релизы раньше и чаще, вы получаете уникальное конкурентное преимущество, поскольку сразу же узнаете, что думают покупатели о вашем продукте. При удачном стечении обстоятельств вы поймете тенденции рынка, в худшем случае у вас появится несколько клиентов, которым придется сообщить о смене планов по электронной почте.
Вы считаете, что ваш продукт выгодно отличается от других и, если вы выполните его безукоризненно, достаточно будет одного упоминания в прессе и мир падет к вашим ногам? Нет, одна заметка вам ничего не даст. 2006 г. был неудачным, потому что пользователи никак не могли дождаться выхода версии 2.1. Но с тех пор мы стали намного смелее в отношении релизов. Теперь новые версии выпускаются три раза в год.
Я люблю работать с веб-сервисами, а компания Automattic в основном ими и занимается. Бывает, мы исправляем код и переносим его нара бочий сервер по 20 или 30 раз на дню, такая возможность есть у каждого сотрудника. Мы измеряем время развертывания на несколько сотен серверов, и, если этот процесс происходит слишком медленно (более 30–60 секунд), мы ищем способы оптимизации.
В постоянно меняющемся мире Интернета совершенство программного кода не главное, важнее то, как быстро вы сможете вернуть свой продукт в исходное состояние. Если вы способны моментально отменить все внесенные изменения, то цена ошибки будет невелика — минутная неисправность в работе сайта. Некоторые могут перевести свою идею на язык программного кода и перенести этот код на рабочий сервер к пользователям буквально за несколько минут. Я не знаю другого на столько же эффективного способа тестирования."
Брэд из TechStars впервые познакомился с Мэттом на ужине в ресторане в Пало-Альто (штат Калифорния). Мэтту по возрасту еще не разрешалось пить спиртное, и он честно в этом признался. Поэтому Брэд и Джефф Клавир — еще один бизнес наставник из TechStars, ужинавший вместе с ними, — выпили все вино, что было заказано. Вклад Мэтта в развитие интернет индустрии трудно переоценить. Он часто проводит время в г.Боулдер, встречаясь с командами, участвующими в программе TechStars. Своим примером Мэтт вдохновляет начинающих предпринимателей, которые мечтают создать нечто выдающееся. И конечно, Мэтт теперь достаточно взрослый, чтобы пить вино.
* По последним данным W3Techs, WordPress используется на 58,7% сайтов CMS, которые мы знаем. Это 25% всех сайтов. W3Techs — организация, которая занимается анализом технологий, используемых в интернете. В своей оценке W3Techs учитывал только домены первого уровня (все блоги на wordpress.com учитывались как один сайт), а также исключал из рейтинга сайты с редиректами (например, sun.com перенаправляет на oracle.com). Всего было проанализированно 10 миллионов сайтов из верхушки рейтинга Alexa.