Занудно про Facebook и Twitter на рабочем месте
Различные исследования только доказывают: очень и очень большое число людей тратит солидную часть рабочего времени на социальные медиа.
Бейлорский университет заявляет: среднестатистический владелец смартфона проверяет устройство до 150 раз в день.
Другая компания, Direct Line, собрала статистику уже среди жителей Великобритании и опубликовала еще более удивительные результаты: здесь пользователи тянутся к своим мобильным устройствам примерно 253 раза в день (а это – почти каждые 4 минуты с момента утреннего подъема и до отхода ко сну).
Нужно оговориться, что мы имеем в виду явление, не связанное с необходимостью ответить на важный звонок или ведением деловой корреспонденции по электронной почте или с использованием мессенджеров. Речь идет о тех ситуациях, когда человек буквально не может удержаться от того, чтобы не пробежать глазами отклики на свои посты в социальных сетях или новые мгновенные сообщения от знакомых.
Отдельное исследование компании Think Money показало, что треть работников проводит в смартфонах более 3 часов ежедневно, а это 759 часов в год.
Возможно, пришло время для переосмысления порядка вещей, ставшего привычным, а также – время для перемен.
Другой вопрос, не стало ли слишком поздно для новых условий: без сомнений, сотрудники много отвлекаются на работе, но эта тенденция вытекает из изменений во всём мире. Сейчас смартфоны превратились в неотъемлемую часть жизни для большинства людей, а грань между работой и личной жизнью – довольно размыта.
Кроме того, современный работник настроен не только отдавать (силы, время и энергию – компании), но и брать, получая взамен, помимо заработной платы, также гибкое и снисходительное отношение к себе.
В текущем положении дел можно отчасти обвинить нанимателя. Сейчас многие компании требуют от сотрудника постоянно оставаться на связи, быстро отвечать на электронные письма и всевозможные сообщения, и делать это, в том числе, вне рабочего времени. Поэтому, когда сотрудник проявляет в интернете активность “личного характера”, напускаться на него было бы несправедливостью.
Можно сказать, что сейчас для решения данной проблемы не применяются жесткие меры. Европейский суд по правам человека признал за работодателем право просматривать переписку сотрудников, которая ведется ими в течение рабочего дня, однако большинство компаний выбирает другой подход, основанный на доверии и здравом смысле: какая фирма захочет превращаться в работный дом времен Диккенса?
Однако стремление сделать жизнь сотрудников простой и приятной помещает многих работодателей в положение между молотом и наковальней. Без определенного ужесточения мер работа многих так и будет “спотыкаться о смартфон”.
При этом, по-настоящему разрушают рабочую обстановку не сами социальные сети, а частота и периодичность их мониторинга сотрудниками. Концентрация внимания рассеивается, поскольку человеку сложно быстро переключаться, и, уж тем более делать одновременно несколько вещей. Так что в итоге это уже не просто время, потерянное в Facebook или Вконтакте, – это также время на то, чтобы снова сфокусироваться на своих задачах и нагнать ритм.
Основная загвоздка нынешнего положения нанимателей в том, что даже малые послабления часто приводят к большим последствиям. Изначально правила в отношении социальных сетей были довольно строгими, но, пара поблажек – и вот работники уже свободно “зависают” в интернете по личным делам и зачастую даже без конкретной цели. Откатить ситуацию (тем более, ситуацию мирового масштаба) на прежний уровень после того, как всё зашло так далеко, представляется трудноразрешимой задачей.
Вопрос осложняется также рядом моментов, связанных с бытующим мнением о пользе коротких перерывов и отдыха, а также о положительном влиянии автономности на человека. Тара Суарт, исследователь в области нейробиологии, утверждает: “Чувство отсутствия автономии рождает стресс, поэтому, чем больше автономии вы даёте человеку, тем большую отдачу и продуктивность получаете”. Стресс из-за отсутствия в работе самостоятельности и определенной доли независимости сказывается на способности качественно решать задачи. Нужной степени автономии, в свою очередь, легко достичь именно благодаря перерывам и отдыху во время рабочего дня. Но здесь мы снова возвращаемся к исходной проблеме: когда в этих перерывах сотрудник использует социальные сети, внимание рассеивается слишком сильно. Требуется достаточно много времени на то, чтобы снова сосредоточиться, и, как итог, эффективность труда снижается.
Есть ли золотая середина? Как предоставить сотруднику возможность переключаться, брать небольшие передышки, расслабляться, – и сделать это без снижения качества выполнения задач?
Тара Суарт утверждает, что из этого положения есть выход. “В первую очередь, руководитель должен понять, что нет ничего плохого в перерывах как таковых. Но по-настоящему должно поощряться правильное переключение задач. Переходя от работы за компьютером к интернет-серфингу человек продолжает оставаться за компьютером. Вместо этого, оптимальным решением для сотрудника было бы немного пройтись или поговорить с коллегами. А социальные сети оставить, скажем, на время обеда или перекуса”.
Профессор организационной психологии, Кэри Купер, отмечает: “Когда человек тратит на перекус 23 минуты, он должен иметь другой способ перезарядки. Короткие перерывы в промежутках между интенсивной работой могут прояснить сознание и помочь найти разные подходы к задаче. Умеренные перерывы, которые используются с умом, способны сделать работу невероятно эффективной”.
Некоторые фирмы, особенно начинающие и/или небольшие, позволяют сотрудникам использовать социальные сети в том объеме, который те сами посчитают нужным. Такие компании стремятся донести до работника: именно от него зависит общий результат, а также его собственный рост как специалиста, и в этом ключе он должен распределять свое время. Таким образом, наниматель дает подчиненным и свободу, и, вместе с тем, ответственность. Обычно это достигает цели, и члены команды подходят к вопросу перерывов трезво, не злоупотребляя ими, и планируя день так, чтобы личные дела не мешали работе. Некоторые сотрудники, ориентированные на решение своих задач в подходящем им темпе, в таких условиях отказываются от социальных сетей вне обеденного времени, поскольку начинают осознавать, в какой степени общение, постинг и мониторинг в сети сказывается на их концентрации и результатах.
Другие компании решают лишь одну часть проблемы, и это, в определенном смысле, тоже эффективно. К примеру, смартфоны разрешены в рабочее время, но только не на совещаниях. Никто не должен отвлекаться на уведомления и оповещения любого характера. В результате, мобильные устройства не исчезают из поля зрения сотрудника в течение дня, но особо важные часы человек проводит всё-таки без них (а именно на совещаниях работник часто понимает, к примеру, что начал отставать в выполнении задач, или “загорается” новыми идеями, настраивается на рабочий лад и т.д.).
Большие компании не могут позволить себе полностью лишиться контроля и предоставить сотрудникам высокую степень автономии. Руководство не знает поименно всех своих подчиненных, не знает, какие условия труда подходят для каждого из них. Именно поэтому более жесткий подход к организации рабочего времени сотрудников на данный момент кажется для них оптимальным. Однако во всем нужен некий баланс: у сотрудников крупных фирм должна быть возможность брать короткие передышки в работе, осуществлять смену активности, во время которой они не будут использовать смартфоны.
Для примера, бизнес-кейс от крупнейшей в Великобритании компании интернет-рекрутмента, CV-Library.
С самого начала существования CV-Library, мобильные устройства были объявлены здесь “вне закона”. Либо смартфон запирается в шкафчике перед началом рабочего дня, либо устанавливается беззвучный режим (возможность ответить на звонок каждый раз согласовывается с менеджером). Это правило распространяется на всех и отдельно оговаривается с каждым новым кандидатом на открытые вакансии.
Исключений нет: если рядом с человеком, который занят напряженной умственной деятельностью будут находиться коллеги, то и дело проверяющие свои смартфоны, неизбежна деморализация в коллективе.
При этом для сотрудников остается доступной связь с членами семьи и близкими людьми: разрешается использовать рабочие телефоны для решения важных или срочных вопросов.
Такая схема не вызывает возмущения, и, отчасти из-за того, что существует в фирме с самого начала. Конечно, сотрудникам проще воспринимать жесткие правила игры, на которые они в свое время подписались без какого-либо принуждения, чем согласиться с новой политикой (о которой, к тому же, их не предупреждали при устройстве на работу) и адаптироваться к ней. С самого начала это – сделка. В CV-Library человек отказывается от социальных сетей, мессенджеров и новостных лент, получая взамен адекватную продолжительность рабочего дня, включая час на обед (во время которого пользоваться интернетом в личных целях разрешено), а также отсутствие задержек в офисе.
Любопытно, что подавляющее большинство потенциальных сотрудников не просто согласны на такие условия, но и поддерживают их.
В конечном счете, проблема присутствия смартфонов и социальных сетей в офисном пространстве пока не имеет (или даже не может иметь) универсального решения и остается довольно острой. Каждая компания выбирает тот путь, который кажется ей наиболее целесообразным. Однако есть свои закономерности: для небольших фирм характерен гибкий подход (порой – персональный), который предоставляет довольно высокую степень автономности сотрудникам в данном вопросе. Крупные компании вынуждены сильнее ограничивать свободу подчиненных, чтобы сохранить должный уровень внутренней организации и рабочий настрой. Для них по-прежнему важно найти оптимальный способ регулирования деятельности без радикального ущемления прав и потребностей работников.
В любом случае, многое по-прежнему зависит от степени сознательности и добросовестности отдельно взятого подчиненного. Возможно, многим фирмам стоит использовать более продуманную систему мотивации, которая позволит в меньшей степени беспокоиться о результативности труда.