Как правильно выбрать УСН-6% или УСН-15% и не переплатить: несколько хитростей
Вместо введения
Всем привет!
Меня зовут Сергей Яшин. Я — генеральный директор и основатель бухгалтерской компании Яшин&Партнёры. За 2021 года мы заняли 21 место среди всех аутсорсинговых компаний в России, а по услуге «подготовка российской отчетности» — как-то умудрились занять 2-е место (1-е место занял Сбер...)
У нас огромное количество практических кейсов про налоги, о которых я рассказываю в статьях и в своем телеграм-канале.
И сейчас расскажу про то как правильно выбрать «упрощенку» и не прогадать.
Кто вообще может использовать УСН
Начну с того, что далеко не все компании имеют право использовать упрощенную систему налогообложения, а лишь те, которые подходят под критерии и не переходят определенные лимиты.
В 2023 году применять УСН могут те, компании, у которых:
1. Выручка в год не превышает 254, млн руб.
Тут интересно.Раньше предел был единый (когда-то давно — 150 млн рублей). Потом его подняли на специальный коэффициент, и он повысился. А с прошлого года решили, что лимит по УСН поднимут еще выше (по просьбам трудящихся, так сказать), но сделают ступеньку с повышением налогов. Поэтому сейчас:
- если выручка будет меньше 188,55 млн руб в год, то ставки налогов будут привычные нам 6% и 15%;
- если выручка больше 188,55 (ну и меньше 254,1) млн руб , то ставки будут 8% и 20%.
Кстати, на этом моменте некоторые читатели могут задать вопрос: ну и смысл такой упрощенки с налогом в 20%, когда ставка НДС сейчас составляет те же самые 20%. Отвечаем: при работе на общем режиме налогообложения кроме НДС есть еще налог на прибыль, ставка которого тоже 20%. Считается он крайне непрозрачно (даже налоговики не могут проверить налог на прибыль «по показателям» — надо смотреть каждый документ), но принцип у него такой же — доход минус расход. Поэтому совокупная налоговая нагрузка на ОСНО больше чем на УСН даже при ставке в 20%
Хитрость для тех, кто думает работать на ОСНО или не проходит по лимитам:
Если вам всё же приходится работать на ОСНО и платить и НДС и налог на прибыль, то есть лайфхак: если работать не через ООО, а через ИП, то там ставка налога будет не 20%, а 13% (это тот самый НДФЛ, потому что физлицо не платит налог на прибыль). Вот вам абсолютно законная оптимизация налогов. Правда при работе с ИП есть нюансы с точки зрения ответственности (и не только в том, что ИП отвечает всем имуществом) — об этом я напишу отдельную статью в своем телеграм-канале в ближайшее время.
2. Количество сотрудников не более 130 чел.
Логика та же:
- до 100 сотрудников налоговые ставки 6% и 15%
- от 100 до 130 сотрудников — 8% и 20% соответственно
3. Нет филиалов.
Не путайте с обычными обособленными подразделениями — тут никакого запрета нет. Филиал имеет отдельный баланс, то есть, грубо говоря, учет по нему ведется как в отдельной организации. Обычно нет необходимости так извращаться и в большинстве случаев компании открывают обычные «обособки».
4. Основных средств — не более 150 млн руб.
Упрощенно: основные средства — это всякие дорогие штуки, которые «ставят на баланс», и начисляют армортизацию (то есть их стоимость списывается в расходы не сразу, а в соответствии со сроком их полезного использования). Обычно это здания, оборудование, станки, машины, пароходы, серверы, компы и итд.
Внимание! Обсудите это с бухгалтером: раньше был критерий: основные средства — это всё что дороже 40 тыс руб. Теперь такого критерия нет и организация сама решает, что считать основными средствами, но нужно обоснование.
5. Компания не попадает в список «запрещенных» видов деятельности для упрощенки.
Такой список лучше отдельно пробежать глазами, но в основном там плательщики сельхоз налога, банки, инвест компании, ломбарды, ювелирка, акцизы и тд.
6. В компании не должно быть в составе учредителей юр лица более чем на 25%.
Про этот пункт очень часто забывают. У нас среди клиентов есть штук 10 случаев, когда предыдущая бухгалтерия не уследила: в компанию входил инвестор больше чем на 25%, и изначально обсуждали его вхождение как физика, а потом в процессе он решил войти как юр лицо. В итоге все так увлеклись обсуждением сумм и долей, что забывали о критерии применения упрощенки. В итоге в середине года компания неожиданно для себя и для нового инвестора оказывалась на общем режиме налогообложения, со всеми вытекающими в виде больших налогов и изменившейся экономикой окупаемости.
Поменять же систему налогообложения можно лишь с нового года, предварительно убедившись в соответствии критериям. Если в середине года вывести этого учредителя-юрика обратно, то на УСН вас уже не вернут.
Кстати, это иногда работает и «в плюс»: Если почему-то вам необходимо перевести компанию в середине года с УСН на ОСНО (например, очень крупный и «сладкий» заказчик сказал, что готов работать с вами только на ОСНО и тд), то достаточно ввести в состав учредителей юрлицо более чем на 25% — и с текущего квартала компания уже будет на ОСНО. Для такого «донора» отлично подойдет открытая вами же «нулевка» (так называют компанию, которая не ведет деятельности и подает нулевые отчеты).
Вот такие 6 ограничений использования УСН.
О том, как хитрые предприниматели обходят эти лимиты, и о том, как их отлавливает налоговая инспекция — читайте в моей отдельной статье, которая скоро выйдет на моем телеграм-канале.
Кстати, я никого не учу обманывать государство и не платить налоги, но предупреждаю о том, как нельзя делать и какие возникают последствия таких действий. Информирован — значит вооружен.
Самое забавное, что большинство самых популярных схем, которые до сих пор советуют консультанты и рассказывают ваши знакомые, которые «давно в бизнесе» и «собаку на этом съели» — уже давно «засвечены» в налоговой и имеют даже специальные инструкции по раскрытию таких решений. Не работайте «на авось», не смотрите на какого-то знакомого, у которого почему-то это сработало.
Теперь о том, как выбрать
Однозначного ответа нет. Всегда есть очень много нюансов, которые нужно учитывать и просчитывать. Однако вот простой способ прикинуть это «на пальцах», чтоб понимать — имеет смысл давать своей бухгалтерии это на проработку или нет.
Если расходы в компании > чем 60% от выручки — тогда скорее всего выгоднее УСН 15 Доход минус расход.
Если расходы < 60% от выручки — тогда выгоднее 6%.
Но расходы тут — это не просто всё, что вы потратили с расчетного счета. Расходами считаются только официальные подтвержденные расходы, то есть те, которые:
- оплачены
- имеют закрывающий документ (акт, накладная или чек. Записочка от руки продавца на садоводе не подходит).
- входят в список расходов, уменьшающих налог на упрощенке. Да, есть такой список и там далеко не все расходы. К примеру, там нет маркетинга, клининга и кейтеринга.
Подробнее о том, как безопасно работать на УСН-15 и как налоговая проверяет «упрощенцев» я напишу отдельную статью.
Грубо говоря, если ваш бизнес связан с постоянной существенной расходной частью (продукты в ресторан, материалы на производство, закупка товара для перепродажи, много подрядчиков и тд) — тогда лучше 15%.
Если же такие расходы нельзя подтвердить (покупаете как из лицо за наличку, к примеру) или же их доля невысока — тогда скорее 6%.
Но конечно, перед тем, как принимать решение, надо сделать табличку и всё посчитать:)
Спасибо, что дочитали до конца!
Если возникают вопросы, то с удовольствием отвечу.
Подписывайтесь на мой телеграм канал, где больше полезной информации для предпринимателей, чтобы оставаться в курсе всех трендов.
Посмотреть на мою компанию и подробнее узнать про услуги аутсорсинга бухгалтерии тут