Главное Авторские колонки Вакансии Вопросы
1 478 4 В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем

Пот и кровь: как работать с заказчиком, если ты — фрилансер

Про мутных клиентов, потерю времени и почему демпинг — это дорога в ад. Пять историй из личного опыта.
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции

О том, что фрилансером быть круто — статей много. Эксперты рассказывают об эффективном тайм-менеджменте, свободе и дауншифтинге. А про работу с заказчиками, ценообразование и документооборот практических материалов не так много.

Когда я переходила на фриланс, то решала вопросы самостоятельно: открывать ИП или нет, как писать договор подряда, планировать бюджет и общаться с клиентами.

Делюсь своими наработками. Надеюсь, они будут вам полезны.

Опыт №1. Стоит ли открывать ИП

Чтобы открыть ИП, нужно собрать документы и отдать в налоговую по месту регистрации. Через 3-7 дней вы будете ИП.

Плюсы: с ИП и статус повыше, и официально работаешь сам на себя.

Минусы: нужно собрать документы, потом — оплачивать налоги. А если вы живете в другом регионе и хотите открыть ИП, то придется приезжать в налоговую по месту регистрации, отправлять бумаги почтой или искать доверенное лицо.

Как по мне — минусов больше.

Опыт №2. Как планировать бюджет

Сколько брать за проект, за разовую работу, как рассчитать бюджет на месяц и не остаться в долгах? Я искала бюджетные схемы на разных сайтах. Находила сложные формулы или рассуждения о свободном ценообразовании. Мне такое не подходит.

Поэтому свой фриланс-бюджет составляла так:

Допустим, ваш комфортный доход 40 тысяч. Делим из на 30 дней. Получается 1400 (округлила). Значит, столько вы должны зарабатывать в день минимум.

Если к вам обращаются за проектной работой, то считаете дни и прибавляете к общей стоимости 30% — надбавка за правки. Заказчику пишите полную сумму, то есть 130%.

Если заказ срочный, просите двойную цену. Если заказчик не определился с задачами, предлагаете доп. услугу: напишите для него ТЗ и заполните бриф за отдельные деньги.

Следите, чтобы в месяц получалась комфортная для жизни сумма. И подготовьте подушку безопасности (4-5 месячных бюджетов). Мало ли.

Опыт №3. Как говорить о гонораре с заказчиком

Сначала мне было страшно терять заказчиков. Ведь заказ — это деньги. Поэтому я работала без предоплаты, меня часто кидали. Я тратила время и силы, в итоге оставалась в проигрыше.

Сейчас я честно пишу, что работаю только по предоплате. И отказываюсь от тех, кто не согласен. Значит — не по пути. Гонорар распределяю так: 30% предоплата, 40% — после утверждения первого драфта и 30% — после финальной приемки. Если работа разовая, прошу 50 на 50.

Иногда сталкиваюсь с фразами: Машка логотип делает за 500 рублей, а вы предлагаете за 500 долларов или Витька-копирайтер пишет за 50 рублей 1000 знаков, а вы просите 450? Давайте за 50. С такими не работаю.

Демпингующие заказчики — мекка для непрофессиональных работников, которые плодят некачественный продукт. А демпингующие фрилансеры прокладывают себе дорогу в ад: понижая цену они не уничтожают конкуренцию, а уменьшают свои гонорары в будущем.

Если вам предлагают невыгодную работу, отказывайтесь. Лучше прочтите полезную статью, посмотрите обучающие ролики, начните собственный проект.

Опыт №4. Как отказаться от заказа и не умереть от стыда

Преимущество фриланса — это выбор. Ты выбираешь заказы, клиентов, проекты. Но иногда что-то идет не так: заказчик вносит правки за правкой, исчезает на недели, для согласования приглашает бабушку и лучших друзей.

Ваши нервы на исходе, проект затягивается, денег не прибавляется. Значит — пора отказываться: верните предоплату, запишите заказчика в черный список, сделайте выводы.

Есть ситуации, когда отказаться — не вариант. Например, деньги на исходе или проект вы хотите положить в портфолио. Тогда включайте дзен и заканчивайте работу.

Опыт №5. Как составить удобный бриф и договор подряда

Обязательные вещи для фрилансера — это бриф и договор подряда. Подгоните их под себя: пишите пункты про сроки, ответственность сторон, этапы приемки, задачи и стилистику. Сделайте так, чтобы договор был вашей страховкой.

Перед тем, как приступить к проекту, попросите заполнить бриф. Задавайте вопросы, обсуждайте задачи и цели.

Итог

Если переходите на фриланс, подготовьтесь: напишите бриф и договор, накопите подушку безопасности, посчитайте бюджет. Работайте с комфортом.

Если у вас есть фриланс-опыт, делитесь в комментариях.

Буду рада обратной связи.

Картинка в статье Aaron Kemnitzer

0
В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем