Как выстроить работу на фрилансе: дела, отдых и ведение проектов
Надпись намекает, что фриланс — это сложнее, чем дрова рубить
Полгода назад я ушла из офиса на фриланс. Думала, все будет замечательно: свободный график, интересные заказы, клиенты платят вовремя, а я вечером бегаю по парку или гуляю с друзьями.
Клиенты попадались адекватные, а вот с графиком работы, отдыхом и ведением проектов была беда.
Вот, с чем я ошиблась.
Работай, когда хочешь: тут нет расписания, это же фриланс
Я думала, что фриланс — это когда ты час работаешь утром, час — днем и полчаса вечером. Ну, и утром в субботу. Зачем нужен график, когда не ходишь в офис.
Такой подход мне только навредил, потому что без графика я стала ленивой, забывчивой и, иногда, необязательной. Особенно, если сроки по проектам не горели: могла часами залипать на пинтересте или ВК
Как исправляла
- Разработала рабочий график: с пн по пт с 11 до 18, в сб — с 12 до 16. В это время я работаю, не отвлекаюсь.
- Задачи записываю в трелло: ставлю сроки (даже если их нет) и выполняю до дедлайна.
Отдыхай, когда хочешь
Еще один аспект фриланса, который для меня не работает. Первые месяцы я не могла отключиться от работы и пахала без выходных. Реже гуляла, быстрее уставала и много ныла, потому что работа без отдыха выматывает.
После двух месяцев такой работы я стала сдуваться: работа начала надоедать, новые идеи перестали появляться. Это был затык
Как исправляла
- Решила, что после 20 я не работаю, не отвечаю на емейлы и сообщения.
- Отдыхаю половину субботы и воскресенье. В это время я занимаюсь всем, кроме работы: хожу в магазины или гости, гуляю, занимаюсь йогой.
- Беру в работу не более двух проектов одновременно. Три — уже много и выматывает.
Вести проекты— это для менеджеров, у меня все само заработает
Не заработает. Чтобы хорошо работать на фрилансе, нужно самому быть менеджером: вести проекты, следить за договорами, предоплатами и согласованием.
Первое время мне было тяжело: я привыкла, что работаю, как исполнитель, а бумажки — это дело менеджера или бухгалтера.
А на фрилансе — ты менеджер, бухгалтер и исполнитель. Пришлось самой писать договоры, брифы и учиться переговорам
Как исправляла
- Написала бриф, техзадания и договор. Если у заказчика их нет, я скидываю мои, уже готовые.
- Веду в трелло доску с этапами проектов: “в планах”, “на согласовании”, “предоплата”, “в работе”, “жду правок”, “оплата полностью”, “опубликовано” и “на стопе”. Так я вижу, какие проекты подвисли, а какие — ждут оплаты и т.д.
- Учусь переговорам. Это отдельная тема. О ней — как-нибудь в другой раз.
Надеюсь, что вы не наступаете на мои грабли и распределяете рабочее время с умом.
Вступайте в Редач: там обсуждаем работу с заказчиками, фриланс и редакторские фишки.
Ирина Грязных, редактор-копирайтер: http://griaznyh.ru