Главное Свежее Вакансии Образование
49 0 В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем

Этика в маркетинге: продвигать белое, черное или серое

Дисклеймер: в данной статье нет новостей, полезностей, кейсов, инсайдов или полезного опыта. Эта статья - эссе, размышления. Тут будет много вопросов к аудитории и ни одного на них ответа

В мире много странного и несправедливого. Многие люди живут за счет воровства, грабежей, вымогательства, мошенничества. С самого детства нам говорят: «Так нельзя, вот так плохо, а вот так очень плохо». А потом мы растем и видим, что эти самые вещи люди делают, при том не единично. А потом становимся еще старше и узнаем, что люди, делающие плохое, совсем не считают это плохим. Они так и говорят: «Воровать — это не плохо, я украл потому что мне это было нужнее». Или «я побил слабого и беззащитного ботаника-одноклассника потому что он сам виноват что не дал мне списать». А потом становимся еще старше и уже узнаём совсем интересные вещи: у взяточников-вымогателей есть жёны, которые их любят и поддерживают; у мошенников, обчищающих до копейки счета доверчивых пенсионеров есть сторонники и последователи; молодые и красивые девушки работают автоподставщи(ц)ками; автомобильные перекупщики, покупающие тотальные машины за копейки и продающие не разбирающимся под видом «не бит, не крашен» говорят, что им тоже нужно зарабатывать и их бизнес — это обычная работа; в конце концов, у диктаторов с кровью тысяч людей на руках тоже своя правда и свои причины, почему они считают свои приказы благим делом. Да что и говорить, по всему миру существуют сотни разнообразных ОПГ, чью деятельность никак нельзя назвать праведной, но в них состоят тысячи или даже миллионы криминальных элементов — таких же людей, каждому из которых в детстве мама говорила, что убивать, воровать, обманывать, вымогать плохо. И уж явно они занимаются тем, чем занимаются, не против своей воли.

И вот все мы, становясь мудрее с жизненным опытом, понимаем, что временами действительно всё не так однозначно — у каждого своя правда, у каждого свои понятия чести и совести, правильного и неправильного, «хорошо» и «плохо», можно и нельзя.

Исповедь


Первый раз я познакомился с интернет-маркетингом в конце 2009 года. Мне было 19 лет, я учился на 3 курсе университета и еще толком не знал, что делать в жизни. Работать социологом, по образованию, перспектив не было. Потому что, не смотря на юность, уже тогда было понимание, что социологическая наука с объективными исследованиями — это не про нашу страну. И вот однажды на одной попойке я познакомился с одним парнем, у которого был инвайт на Упячку (олды, помните?). Это было подобно монархическому титулу — туда же по началу брали только избранных юзернеймов с Лепры, постить ПСТО НА ГЛАГНЕ для нас было так же круто, как сейчас попасть в эфир международного телеканала. Я твердо решил задружить с этим парнем и выпросить инвайт. С парнем я задружил, инвайт так и не получил, но узнал много нового. (Сейчас этот парень — руководитель одной из приличных российских веб-студий). Оказывается, что многие ВОЕНЫ УПЧК — это программисты и даже хакеры. Общаться с настоящими хакерами, которые взламывают сайты, дудосят неугодных и даже воруют деньги со счетов — это вообще был космос и что-то из кино. Но это было правдой. На одной из последующих попоек, этот парень предложил присоединиться к одной авантюре, в которой много ума не надо. Но это незаконно и как бы аморально. Надо было заниматься мошенничеством. А именно — фродом с СРА-партнерками и черным арбитражом. Всю схему я, конечно, описывать не буду, ибо там ст.159 УК РФ в полный рост, но тогда я узнал, что такое фишинговые сайты, угон аккаунтов в соцсетях, приватный софт, социнженерия и, собственно, арбитраж трафика. Продлилось это недолго, хвала богам. «Поработали» бы чуть дольше — попались бы на глаза серьезным дядям в погонах и было бы уже не до улыбок. Тех самых, которые не сходили с лиц при наблюдении цифр в кабинетах CPA-партнерок.

Посему мы перешли на деятельность посветлее — на серое SEO. Тогда я впервые встретился с интернет-маркетингом, как осмысленной комплексной стратегической последовательной работой. Мы клепали сайты-саттелиты, перелинковывали, прогоняли по каталогам, покупали ссылки, оптимизировали их как могли, ставили золотоносный код биржи Sape и постепенно изучали эти ваши маркетинговые штучки одну за другой: Котлера почитали, потом долгими ночами разбирались в принципах работы и настройках Яндекс.Директа, Эдвордса и Бегуна (олды еще тут?). Сайты были не самые белые и обман пользователей присутствовал и тут. Но, по крайней мере, это уже было законно. А позже, после окончания вуза, я устроился на работу в свою первую веб-студию стажёром, но это совсем другая история.

Я не горжусь тем, как попал в мир диджитала и маркетинга. Но по крайней мере понял и узнал, что интернетные мошенники могут быть в оффлайне прекрасными людьми — добрыми, очень интеллектуально развитыми, и, чёрт побери, честными от слова «честь». Какой я вынес урок: мораль у всех своя. Осуждаю ли я себя тогдашнего и моих друзей? Да. Понимаю ли? Тоже да.

Среди моих сегодняшних контактов и связей есть в том числе и действующие мошенники-социнженеры, разработчики вредоносного софта, и те, о ком сегодняшняя статья — маркетологи, занимающиеся продвижением не самых честных и белых продуктов.

Что этично, а что неэтично?


За скромный 4-летний опыт работы «на себя», вне найма, мне и моим коллегам предлагали заняться продвижением и рекламой следующих проектов:

  1. китайские подделки брендовой электроники,
  2. телемагазин на диване,
  3. ставки на спорт,
  4. интернет-казино,
  5. поддельный алкоголь,
  6. приборы для увеличения члена,
  7. курсы инфобизнесмена с нулевой ценностью,
  8. страховой брокер и «карты помощи на дороге»,
  9. несертифицированные медицинские услуги,
  10. «левые» полисы ОСАГО.

Соглситесь, в этом списке каждый из нас найдет как супер-неэтичное, так и «а что в этом плохого?» Ответы у всех будут разными.

Но при этом кто-то из маркетологов будучи в полной мере знакомыми с сутью продукта, занимается продвижением финансовых пирамид типа Finiko, кто-то придумывает и реализует продвижение онлайн-казино, бизнеса каперов, контор «проверяющих» счётчики по квартирам и т.д. У любого бизнеса, который мы представляем рядом со словами «развод» или «мошенники» есть некая персоналия или даже команда с маркетинговым опытом и знаниями, которая им занимается. Кто-то придумывает вокруг продукта на 100% выдуманные потребительские свойства, историю происхождения и отзывы. Кто-то изобретает способы «развести», выбирая болевые точки.

Вопросы к аудитории



Вопрос первый:

Как вы считаете, профессиональный маркетолог с опытом и знаниями, может брать в работу «развод» (заведомо зная что это развод и как именно будут разводить)? Или же должен блюсти некую белую общепринятую этику, работать только с кристалльно чистыми белыми продуктами и твёрдо отказываться от всего подобного? Большие деньги стоят того чтобы ступить на Тёмную Сторону? Или тут всё сложнее и нужно смотреть на обстоятельства?

Вопрос второй:

Где по-вашему лежит грань между приукрашиванием свойств продукта, умалчиванием о недостатках и ложью? Является ли что-либо (цена, качество) оправданием для грубой лжи в продвижении? Если сам маркетолог придумает ловкую стратегию «развода» — он красавчик или негодяй? Можно ли продвигать белый продукт черными и серыми методами?

Вопрос третий:

Признак профессионализма для маркетолога (и продавца, кстати, тоже) — это работать с любым продуктом? Или уметь работать и соглашаться работать — это разное?

Вопрос четвертый:

Лично вы обратились бы за услугами маркетолога (или его команды), если бы знали, что в его портфолио есть успешная работа над «разводом»? И важно ли вам это вообще? Считаете ли, что бывший «пособник» условных каперов или продавцов увеличителей члена навредит уже вашей репутации? Согласны ли со строчкой из песни Наутилуса «Если ты пьешь с ворами, опасайся за свой кошелёк»?

Вопрос последний, открытый:

А какие общепризнано «неэтичные» виды бизнеса попадались вам на пути предпринимателей или наёмных сотрудников и какие решения вы принимали: сотрудничать или нет, сотрудничать на особых условиях и т.д.? Что было на чашах весов в пользу «да» и «нет»?

P.S. Вынужденный комментарий

Ну нет, я вынужден проговорить открытым текстом: ни я, ни моя команда не занимаемся продвижением мутного и даже серого принципиально. Недавно долго думали, начинать ли вообще переговоры по входящему лиду с компанией, у которой в сети подозрительно много правдоподобных негативных отзывов, где мелькает слово «развод».

А то знаю я местную публику — скажут «написал статью чтобы оправдаться за работу с разводилами». Но нет. Тот один проект, который в работу все-таки был взят — это курсы инфобизнесмена. Но мы этим не гордимся и в кейсах не покажем. Впрочем, другая часть аудитории после этого комментария скажет «вся статья ради того чтобы рисануться принципиальностью»:)) Эххххх, везде два стула)))

0
В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем