Главное Авторские колонки Вакансии Образование
400 0 В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем

Есть ли будущее у ритейла электроники в России

Несмотря на неугасающий интерес к электронике, российский рынок переживает не самые простые времена. Сразу несколько угроз систематически создают препятствия как для появления, так и для развития новых магазинов. Торговля постепенно уходит в онлайн, но это вовсе не означает, что в интернет-пространстве проще достучаться до покупателя. Есть ли выход из данной ситуации?
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции

Реабилитация рынка

В конце 2014 года кризис довольно быстро трансформировал экономику, вынуждая российский рынок адаптироваться к почти вдвое выросшим ценам на импортную продукцию.

Курсы доллара евро поднялся почти в три раза, следовательно дороже стали обходиться закупки товара и, как следствие, до покупателя товар доходил с максимальными наценками. Например, в 2017 году, практически любой товар в сфере электроники в России на 20% дороже, чем в Европе.

Сейчас прошло уже 3 года, и период “привыкания” давно закончился, курс постепенно стабилизировался но в плане продаж электроники рынку так и не удалось полностью реабилитироваться.

Как раз в это же время, пока российский рынок электроники переживал коллапс, интернет наводнили китайские товары, цена которых была значительно доступнее, а качество росло на глазах. Пользуясь ситуацией, и попустительством весьма гибкой пошлинной политики государства, китайские интернет-магазины прочно устроились на российском рынке, оставив отечественных ритейлеров практически за бортом.

Закрылся ряд крупных магазинов цифровой техники (Белый Ветер цифровой, Ютинет.ру, Сотмаркет), проблемы коснулись сетей Юлмарт и Enter.

При этом, налоги, рабочие места и пошлины, которыми обеспечивали государство российские продавцы электроники, соответственно, сошли на нет.

Стабилизация обстановки, казалось бы, должна была вернуть продажи на докризисный уровень, однако, этого не произошло.

Покупать стали меньше?

В конце 2015 года, продажи техники в России, учитывая ее размер и население страны, сравнялись с продажами в таких странах как Германия, Великобритания и Франция. За август 2017 года в России было продано 2 654 040 единиц смартфонов, в то время как в Германии — 1 628 640, в Великобритании - 1 260 527. За 2017 год, при учете того, что продажи традиционно растут в среднем в 2 раза в декабре, в Германии было продано 13 809 423 единиц, 11 112 813 — в Великобритании, и 17 943 757 — в России.

Если учесть тот факт, что население Германии на 2016 год составляло около 82 млн человек, Великобритании - около 65 млн, в России же — 144 млн человек. То есть новые смартфоны в России приобрела примерно половина населения Петербурга.

Но на деле это не так, ведь многие покупают девайсы за рубежом или заказывают через китайских ритейлеров, данные которых, к сожалению, мы привести не можем.

Если обратиться к продажам цифровых камер, то ситуация и вовсе становится печальной - за август 2017 года их продано всего 33 965 единиц, за 2017 год - 289 960, в то время как в Великобритании это число за год равняется 709 981, в Германии - 1 160 091, и 724 единицы - во Франции.

Эти данные не были бы так показательны — фотографы не меняют камеру каждый год — тем не менее, стоит отметить развитие Youtube, где многие пользователи используют именно цифровые камеры. И картина уже резко меняется. Получается, что сейчас мы способны продать в 3-4 меньше единиц техники, чем Европейские страны, при большей численности населения.

Исходя из представленных выше цифр, становится очевидно, что наш российский продавец техники уязвим с нескольких сторон сразу:

  1. C одной стороны нас преследует экономическая нестабильность и зависимость от зарубежных рынков.
  2. С другой стороны нездоровую конкуренцию создают иностранные ритейлеры, способные предложить товар без наценок, чего не могут себе позволить остальные.
  3. Третья же сторона — это неизбежное доминирование рынка крупными игроками, такими как Яндекс.Маркет.

В настоящее время Яндекс.Маркет активно реформируется в отечественный аналог Амазона, уже появилась возможность покупать товар без перехода на сайт магазина, и в скором времени такая структура может привести к закрытию большого количества небольших онлайн магазинов. А отсутствие конкуренции может привести только к росту общего уровня цен, что в очередной раз снизит продажи внутри страны. И, если не урегулировать процесс работы иностранных магазинов, как того требует АКИТ, то мы и вовсе рискуем уничтожить рынок электроники в России.

Благоприятные условия

Если взглянуть на общую картину, может показаться, что перспектива складывается весьма неблагоприятная.

Закрытие мелких магазинов, невозможность создания конкурентного рынка, полное подавление производства отечественной электроники. Будущее в сфере ритейла, несомненно, есть. Как минимум, с современными темпами развития электроники, данная сфера имеет огромный потенциал.

Однако, если не принять мер, нас ожидает монополия одного крупного ритейлера.

Выход из ситуации многогранен и непрост, но возможен.

В первую очередь, ситуацию может изменить серьезная поддержка отечественного производства — большинство российских разработок в сфере электроники отстает на 5-10 лет от того, что предлагает нам зарубежный рынок. И эту ситуацию необходимо исправлять, поскольку именно на этой отрасли производства основывается большинство остальных. В этом могут существенно помочь государственная поддержка и привлечение инвесторов, а также создание максимально комфортных условий для разработок.

Кроме того, принципиально важно создать и условия для развития небольших магазинов - это можно сделать как за счет грамотной антимонопольной политики, так и за счет создания разумных ограничений для торговли зарубежных интернет-магазинов на территории России.

Последний вопрос снова стал активно подниматься в СМИ, и это уже немалый шаг вперед, но предпринимать ходы в этой сфере необходимо уже сейчас, пока нам еще есть что отстаивать. В противном случае рынок техники в России может превратиться в статичную сферу, что окажется невыгодно как для компаний, оставшихся в строю, так и для потребителей.

Оптимизм вселяет уже принятый законопроект, согласно которому уже в 2018 году порог беспошлинных покупок будет снижен до 500 евро, а в 2019 — до 200. Это значит, что к нашим ритейлерам все же прислушиваются, и можно рассчитывать на двусторонний диалог, в ходе которого будет найдено решение и по другим вопросам.

0
В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем