Главное Авторские колонки Вакансии Образование
244 0 В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем

IT-стартапы и идеи стоицизма

В этой статье мы коснемся ключевых идей стоицизма и их применения в веб-проектах. Мы будет брать некий тезис, идею из стоицизма и рассматривать ее в контексте пользы для создания своего сервиса в сети.
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции

Введение

Существует такое философское течение как стоицизм. В этой статье мы коснемся ключевых идей стоицизма и их применения в веб-проектах. Мы будет брать некий тезис, идею из стоицизма и рассматривать ее в контексте пользы для создания своего сервиса в сети.

Бойся своих желаний

Именно наши желания создают большинство проблем. Особенно, когда эти желания рождаются из эмоций. «Просто хочу, чтобы это было на нашем сайте и все!»

Чем сложнее хотелка, тем она дороже, тем сложнее ее поддерживать, тем больше нюансов в будущем надо учитывать.

Не один раз я наблюдал ситуацию, когда заказчик имеет ожидания явно сверх своих возможностей: т.е. хочу сделать аналог лидера рынка, а ресурсов и компетенций — очень скромное количество.

Умерьте свои хотелки на старте проекта — чем точнее фокус продукта, тем быстрее выйдет первая версия, тем меньше в ней будет ошибок, тем меньше надо бюджет и тем ниже ваши риски. Ваши хотелки должны расти в соответствии с вашими результатами и возможностями. И не нужно ориентироваться на Цукерберга или Дурова. Это совсем другая лига (а скорее вселенная).

Добивайтесь реальных результатов на своем уровне и выращивайте хотелку постепенно, основываясь на реальных результатах.

В общем, будьте скромнее.

Иллюзия контроля

Одна из ключевых идей стоицизма заключается в том, что вам подвластно совсем немного, а именно ваши желания, идеи, реакции, т.е. внутренние моменты в голове человека.

Все остальное мы практически не можем контролировать на 100%. Мы можем сделать все что возможно для того, чтобы ваш проект достиг успеха, но даже этого может быть недостаточно.

В веб-проекте у вас нет полного контроля ситуации:

  • вы зависите от программистов и скорее всего плохо понимаете, что они делают внутри;
  • сайт лежит на хостинге, а он принадлежит людям, которых вы никогда в глаза не видели;
  • продвижение сайта зависит от крупных площадок и от их алгоритмов. В любой момент все может измениться (например, как заблокировали LinkedIn или другую популярную соц сеть);
  • на рынке параллельно появляется куча других стартапов с различными возможностями и мощностями. Вполне возможно ваш проект уже будет неактуален через 2 месяца.

Что же с этим делать?

Просто быть готовым к сложным ситуациям и развороту для поиска обходных путей. Ну и стелить соломку, где возможно: бекапы, дублировать критичные функции исполнителей, создавать правильные взаимоотношения с людьми (минимизация риска возможных проблем).

Играйте хорошо обозначенную вам роль

Если ты воин, то ты должен пройти путь воина, а не заниматься торговлей. Если ты учитель, но надо преподавать, а не пытаться успеть еще в 3 направлениях. Если вы делаете стартап в сети, отнеситесь к этому серьезно. Необходимо понимать всю подноготную веб-проектов, а не думать, что вы наняли специалистов, и они все сделают как надо.

Уделяйте проекту значительную часть своего времени, а не от случая к случаю.

Если вы новичок, не пытайтесь сразу двигать несколько проектов одновременно (частый совет для стартаперов).

Выберите лучше один и сделайте крутое прототипное решение (максимально простое, но решающее одну серьезную проблему потребителя). Определите свою нишу и копайте ее вдоль и поперек, но не пытайтесь прыгать без конца по разным нишам в надежде найти голубой океан.

Признайте, что все эмоции рождаются внутри вас

Контролируйте свои эмоции при работе с контрагентами. Не давайте себе роскошь выпускать пар на подрядчиков, клиентов и т.д. А это действительно роскошь, т.к. потом практически невозможно полноценно восстановить отношения на прежний уровень.

Также отделяйте эмоции людей в проекте от их сущности. Не нужно судить о человеке только на основе их эмоций. Судите по их твердым фактам: действиям, результатам.

Ну и конечно лучше сразу в проекте настраивать правильные ожидания по взаимодействию, результатам между участниками проекта. Так можно уменьшить ненужные эмоции и двигать проект без лишних ненужных проблем.

Найдите достойного, чтобы равняться на него

В данном случае это может быть либо конкурент, либо бизнес из другой сферы, на который можно равняться.

В целом бизнес — это относительно типовая машина, которая перерабатывает одни ресурсы и выдает результат. Разница только в отдельных деталях. Многие вещи можно подсматривать у своих более сильных коллег. При этом не нужно слепо копировать (у них сделано так, значит мы тоже так сделаем — ведь у них там куча аналитиков, и они все проверили уже). Это путь в никуда.

Нужно всегда учитывать свой контекст (ваши ресурсы, ситуацию, потребности клиентов, запасы и т.д.).

Осознайте, что после провала жизнь продолжается

Проводите негативную визуализацию — представьте, что проект провалился, продумайте несколько сценариев провала.

В деталях проработайте путь как вы пришли к провалу, где были эти самые ключевые ошибки. Это мегаполезная вещь, ведь тем самым вы выявляете самые проблемные моменты, которые могут встретиться на вашем пути.

Вы очень сильно повышаете свои шансы на продолжение игры, если хотя бы эти риски проработаете как надо. Но даже в этом случае вас может ждать провал — просто смиритесь с этим изначально.

Когда у вас нет панического страха все потерять, двигать проект становится значительно проще.

Вы убираете лишние эмоции из проекта и начинаете принимать решения на основе здравого смысла, а не страха все завалить.

Станьте предельно честными с собой

Думаю, большинство стартаперов страдают синдромом «искаженной реальности» а-ля Стив Джобс. Т.е. они настолько привыкли продавать свой продукт всем и вся в ярких красках, что даже сами начинают верить в какие-то приукрашенные моменты. Видение надо иметь, но не отрывайтесь от земли, иначе кассовые разрывы вас очень быстро приземлят.

Вот пару полезных утверждений, о которых лучше не забывать стартаперам:

  • Мы — небольшие;
  • Мы учимся, мы- не эксперты в этом рынке;
  • У нас нет большого бюджета;
  • Брендовая реклама, дорогой PR — не про нас;
  • Вечером — деньги, утром — стулья (если мы продаем стулья).

Выявляйте суть вещей

Копайте вглубь. Не будьте профаном.

Принимайте решения с пониманием сути вещей, а не на основе чужих мнений и экспертных статей.

Толковый человек может до всего дойти своим умом. Если вы чего-то не понимаете, то скорее всего здесь что-то не то (лохотрон), и лучше обойти стороной. Если вам говорят, что вам нужна сквозная аналитика или чат-боты — задумайтесь, может это советнику нужно, чтобы вы купили это в проект? Нужны твердые обоснования включения в проект тех или иных вещей. В идеале — это должно влиять на ключевые показатели (т.е. надо вести их учет).

Нам надо увеличить трафик из ВК — думаем, что может его увеличить и подбираем инструмент под нашу конкретную потребность, а не просто из-за того, что знакомый посоветовал вам попробовать сервис Церебро.

Живите текущим моментом

Стартап очень часто живет будущим. Сейчас мы работаем в убыток, но когда наберем базу подписчиков, тогда заживем. Если доживем до этого!

На мой взгляд, для стартапа жизненно важно иметь средства на балансе с запасом. Иначе любая проблемная ситуация может на корню погубить проект.

Множество раз мы с этим сталкивались и сталкиваемся — заказчики притормаживают оплаты, т.е. по сути у них возникает кассовый разрыв и они не могут нормально финансировать проект без ущерба для развития проекта. Мы практически всегда работаем по полной предоплате. Только в случае крупных сумм на этап мы делаем предоплату 50%, а не 100%.

Мы делаем так не потому, что мы крутые. Мы делаем так потому, что мы маленькие. Меня совсем не радует перспектива с кем-то судиться из-за недополученных 100-200 тр. Во-первых, так мы теряем время и нервы, а для нас это крайне непродуктивно. Во-вторых, мы теряем лояльного клиента. В третьих, у нас нет штата юристов, которых надо загрузить работой.

Крупные проекты мы разбираем на этапы. И в зоне риска идет только оплата очередного этапа. Все эти меры мы делаем не потому, что мы такие жесткие. Эти меры позволяют выживать — даже если где-то случаются перекосы, мы можем их сгладить за счет того, что на балансе всегда есть средства для этого.

Забудьте про будущие мифические прибыли стартапа-единорога и получайте доход/прибыль прямо сейчас.

Помни о смерти (Memento mori)

В самый первый день стартапа важно уяснить ключевое — обратный отсчет запущен. Ваши ресурсы постепенно тают, а ваш стартап в начале не дает ничего, а только активно кушает. Вопрос только в одном — научится ли ваш стартап находить пропитание до того, как все внешние средства закончатся?

Время — самый драгоценный ресурс. Нельзя его тратить на несущественные хотелки.

Ваша задача — создать хотя бы минимальный ручеек создания ценности для кого-то, кто готов за это платить.

Каждый день надо задавать себе вопрос — наш проект уже самостоятелен, он может себя обеспечивать? Что нужно сделать, чтобы он стал самодостаточным? Как это сделать в ближайшее время, пока у нас еще есть внешние ресурсы?

Бросайте себе вызов

Ориентация на клиента — это хорошо. И на самых первых порах надо делать упор именно на закрытие потребностей клиентов. Как только вы чуть обросли жирком, но или хотя бы можете обеспечивать минимальный уровень существования стартапа, копайте вглубь.

Изучайте потребность клиента вглубь, пытайтесь улучшить характеристики своих продуктов, подмечайте о чем мечтают клиенты и пробуйте это воплотить. Иногда это может потребность непропорционально много ресурсов, но возможно именно это даст вам сильное конкурентное преимущество в итоге.

Сделайте себе небольшой хакатон — на 24 часа решайте ключевую проблему или возможность в своем продукте.

Пустая трата время. Мелочи крадут годы

Время в IT проекта играет очень важную роль, чем больше времени занимает некий этап, тем больше обычно кушается ресурсов.

А стартап — это свечка, которая скоро договорит.

Поэтому не тратьте время на выбор оттенка фиолетового, а займитесь сразу самыми ключевыми вопросами — продукт, потребности, клиенты, финансы, техническое обеспечение и т.д.

Будьте осознанны и сфокусированы — сознательно убирайте всю шелуху из проекта. Ваше время не резиновое. Если вы решаете какой-то мелочный вопрос, это значит, что вы упускаете сейчас что-то важное из виду.

Практика непривязанности

Человек любит иметь привязанности — к людям, вещам, своим идеям, привычкам, паттернам мышления. Люди из проекта могут уйти в любой момент. Вещи могут сгореть или испортиться. Ваши идеи могут устареть или быть вредными для проекта (например, про весомость вклада каждого партнера в проект). Ваши привычки (например, контролировать все и вся) могут мешать вам дальше развивать проект.

Вы мало можете влиять на других людей и на вещи, но вы можете контролировать свое отношение к ним. Чем менее вы эмоционально привязаны к чему-то, тем больше вы открыты для нового и более готовы к возможным нетипичным ситуациям в проекте.

Заключение

Мы рассмотрели некоторые из ключевых идей стоицизма.

Мейнстрим, на мой взгляд, как раз наоборот направляет нас по пути наибольших рисков: просто попробуй и получится, образы богатой жизни, быстрый путь к ... , визуализируй и будет у тебя богатство.

Образ мышления стоиков, как никакой другой подходит для стартапов, которые не хотят стать частью статистики «90% стартапов проваливаются».

Источник: https://falconspace.ru/blog/it-startapy-i-idei-stoicizma

0
В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем