редакции Выбор
Марк Шейн публично обвинил Mash в накрутке ботов
Марк Шейн заявил, что tm-канал Mash накручен ботами, и на самом деле не так популярен, как может показаться инвесторам. Габрелянов сначала пообещал предоставить закрытую статистику для анализа подписчиков - но затем уточнил:
"Приедет, все перед ним откройте. Пусть смотрит, сколько влезет! На расстоянии давать ничего не надо. Это моё прямое указание вам!"
Главреды Mash звали Штейна в Москву, чтобы тот посмотрел закрытую статистику канала, а после, как бы он убедился, что там ботов нет - принёс публичные извинения. После суток взаимных обвинений и припоминания давних обид - дело завершилось тем, что каждый остался при своём мнении.
Что нужно знать о Telegram-СМИ, чтобы понимать происходящее?
То что вы уже знали, но могли позабыть:
1. Telegram заблокирован в России: 200 млн пользователей в мире, 13 млн в России, каждый день минимум 500 тысяч регистраций, из них 100 тысяч в России, из них около 46 тысяч ежедневно подписываются на tm-каналы, помимо бытового общения.
2. Пользователи TM преимущественно считаются высокообразованной аудиторией, в числе них - политическая элита и представители различных сословий медиа-сферы. Есть мнение, что в 2016-2017 годах, большинство Tm-каналов СМИ были взяты под прямой или финансово-зависимый контроль государства.
Mash: tm-СМИ №1, 455К подписчиков, прообраз канала "Life". Специализируется на криминальной тематике и прогосударственных новостях.
Лентач: tm-СМИ №2, 217,4К подписчиков, оппозиционный новостной канал. Стоит добавить, что это так называемый ново-старый Лентач (был "Лентач" - прообраз "Lenta.ru" - откуда Марка Штейна выгнали, и он как раз-таки создал вот этот @lentachold независимый)
3. Telegram на данный момент, самый неизведанный инструмент в плане аналитики, но его рекламная прибыль очень даже велика.
Боты в Telegram - крайне разнообразны, доступны, и наиболее вариативны в плане использования, чем в других социальных сетях и мессенджерах.
Кейс: Лентач Vs. Mash
Конечно, сейчас доказать, что тот или иной tm-канал 100% накручен ботами - можно лишь сделав полную выгрузку подписчиков, проанализировав даты регистраций, локаций, визитов, фото, IP, и прочих данных.
Однако, есть определенные медиа-показатели, мимо которых "Бот-фактор" не мог пройти (мы также предложили Лентачу и Mash проверить свои ресурсы на ботов бесплатно - чтобы рассудить их спор, и ждём ответа):
1. Сайты, у изданий почти не отличаются друг от друга - оба не информативны и ссылаются на соц.сети:
Mash - 190 посещений/день, прямой набор URL - 15%, поисковой - 75,5%
Лентач: 323 посещения/день, прямой набор URL - 71%, поисковой - 2,83%
Можно лишь заметить, что "Mash" - ищут, а "Лентач" - знают.
2. Вконтакте, паблик Mash в три раза больше Лентача по подписчикам, и на 2% качественнее:
Mash: 1037710/1203519= 14% dead-accounts
Лентач: 35311/420552=16% dead-accounts
Географический анализ аккаунтов показывает, что оба паблика без ботов (не берём в расчёт, возможных "лидеров мнений", которых может быть до 100 аккаунтов и больше).
3. Телеграм-каналы.
У Telegram-каналов, есть одна особенность: обычно, естественный прирост подписчиков в день составляет около 100-200 аккаунтов для пабликов с хорошей медиа-активностью. Но иногда, на каналы могут подписываться 1500-2000 тысячи ботов разом, различного происхождения - сознательные каналы их "чистят", порой боты также быстро отписываются сами.
Мы проанализировали активность пользователей на каналах Mash, Лентач, и Медуза, когда у них были подобные аномальные всплески трафика:
_________________________________________________________________________
Mash - с 11 по 12 ноября от канала отписались 2069 аккаунтов.
Средний просмотр записей: 240К - 11.11. и 235К - 12.11.
Mash - с 3 по 4 декабря (в разгар спора) подписались 1486 аккаунтов.
Средний просмотр записей: 212К - 03.12. и 210К - 04.12.
Популярность канала Mash падает в независимости от того, что происходит с трафиком.
__________________________________________________________________________
Лентач - с 20 по 21 ноября от канала отписалось 1302 аккаунта.
Средний просмотр записей: 78К - 20.11. и 78К - 21.11.
Лентач - с 19 по 20 ноября подписались (и не отписались) 1827 аккаунтов.
Средний просмотр записей: 78К - 19.11. и 78К - 20.11.
Популярность канала Лентач остается стабильной в независимости от того, что происходит с трафиком.
Для сравнения, лишь Медуза - при аномальном всплеске в +947 аккаунтов (25-26.11), увеличила средний просмотр с 40 до 46 тысяч. При этом, в эти сутки - у площадки проводилась высокая медиа-активность.