редакции Выбор
Нетворкинг это плохо? Вред сильных связей и Эффект подобия
Проблема нетворкинга
Нетворкинг — это когда вы приходите на мероприятие и половина народа смотрит на вас голодными глазами, нагло суют визитки и пытаются впарить ненужные услуги. Люди сконцентрированы только на своей личной выгоде и это сразу видно по их натянутой улыбке и жадным глазам.
Австралийский предприниматель Джон Вестенберг не уважает тех, кто занимается нетворкингом и считает это занятие токсичным.
Когда вы заходите в помещение, где проходит какое-то мероприятие, все в нем обращают взгляд на вас — как стая голодных волков. Они подходят и с ложным энтузиазмом пожимают вам руку, и как только они поймут, что вы для них бесполезны — отправляются искать новую жертву. Но если им от вас что-то нужно, то они сделаю всё, чтобы получить это — говорит Джон.
Грег Маккеон, психолог и автор бестселлера Эссенциализм считает, что 99% любых нетворкинг мероприятий — это пустая трата времени. Информация, которая там льется — это бесполезный шум, который отвлекает от реальной работы. Он не рекомендует пользоваться общепринятыми советами по нетворкингу и советует пропускать подобные мероприятия.
Венчурный капиталист и предприниматель Рич Стромбак за 10 лет опыта в Давосе понял, что реальность противоречит общепринятым нетворкинг-советам: Они стараются выглядеть и говорить правильно и в конечном итоге становятся полностью забываемыми. Я предпочитаю вначале произвести плохое впечатление. Более крепкие связи чаще создаются с теми кто поначалу вам не нравится.
Дерек Кобурн, автор книги Нетворкинг не работает, основатель и CEO Cadre, говорит Для успешного человека 21-века, крупные нетворкинг мероприятия и горы визиток, которые они производят, стали пустой тратой времени и ресурсов. Есть более действенные и эффективные способы провести время.
Но это не единственная проблема.
Эффект подобия и опасность сильных связей
Интересный эксперимент в отношении нетворкинга провели преподаватели школы бизнеса, в ходе которого собрали 100 целеустремленных руководителей и бизнесменов для нетворкинга.
И хотя 95% участников имели желание знакомиться, они тем не менее общались с теми, кто на них похож или с теми, кого они уже знают. Банкиры говорили с банкирами, консультанты с консультантами.
Самым успешным стал бармен, поскольку люди были вынуждены к нему подходить. Оказывается, мотивация взять выпивку выше, чем заговорить с незнакомцем.
Десятилетия исследований в области социальной психологии показывают, что люди тянутся и испытывают симпатию к так называемыми удобным людям, чьи взгляды, происхождение и культурные нормы схожи с нашими.
Психологи называют это: Эффектом подобия и это проблема мышления.
Социолог Гранноветер в своей новаторской статье Сила слабых связей, утверждает, что люди, с которыми у нас тесные связи — играют незначительную роль в нашей жизни и менее полезны, в силу информационной избыточности.
Они похожи на вас, думают так же как и вы, у них те же принципы и взгляды на жизнь. Общение с ними уже перенасыщено и вряд ли вы узнаете что-то новое от них. Если вы спросите у них совета, они скажут вам то, что, скорее всего, уже есть в вашей голове. Простыми словами, все что можно было узнать от близкого окружения — вы уже узнали , и чем больше вы продолжаете с ними общаться, тем меньше знаний получаете.
Такое окружение несет вред. Оно не дает возможность взглянуть на мир под другим углом и снижает ваш креативный потенциал.
Это одна из ироний нашего времени — в том, что мы имеем больший доступ к информации, но часто оказываемся в эхо-камерах людей, которые разделяют наши мнения и мировоззрения.
Потенциал нетворкинга
А что если оглянуться по сторонам, преодолеть зону комфорта и покинуть пределы привычного?
Устанавливая связь с удаленным человеком, вы как бы выпрыгиваете за пределы своего привычного круга и оказываетесь среди людей другого типа мышления, поэтому к вам резко начинает поступать много новой информации, которую вы раньше не встречали.
Ваш мозг активизируется и начинает быстро ее изучать и как следствие — вы получаете доступ к новым ресурсам, ускоряя свою жизнь.
Устанавливаете связь с человеком из совершенной иной области, вы, таким образом, создаете слабую связь — это соединение между разными социальными группами, которые плотно общаются между собой, но с другими группами имеют лишь несколько связей.
Последние 30 лет исследований показали, что чем больше у человека связей с изолированными группами людей, тем чаще он внедряет инновации, чаще рождает креативные идеи и оригинальные решения на привычные проблемы.
Компании с такими людьми в совете директоров имеют лучшие финансовые показатели. Позиция посредников, позволяет им видеть то, что другие видеть не могут.
Такие люди имеют большую власть и беспрецедентную силу в социуме, потому что другим людям приходится проходить через них, чтобы получить доступ к другой группе.
Как же тогда заниматься нетворкингом?
Такие перспективы вдохновляют, но проблема нетворкинг-мероприятий в том, что их цель — это просто пустая болтовня, от которой эффективные связи не создаются.
Я пришел в выводу, что самый правильный способ нетворкинга — это когда:
НЕ ТЫ ПРИХОДИШЬ К ЛЮДЯМ, А ЛЮДИ ПРИХОДЯТ К ТЕБЕ.
Как это сделать? На мой взгляд для этого есть, как минимум, два известных мне пути:
- самому правильно организовать встречу
- стать авторитетом
Первый способ: провести встречу
За 2018 год я провел более 50 встреч, но люди, которые меня интересовали, приходили редко. И вот что я осознал.
От нетворкинга толку ноль, потому что у него нет цели. Эффективные связи строятся в процессе какой-то значимой совместной деятельности, которая объединяет людей.
Если у встречи нет общей цели, то чаще приходят какие-то странные люди, которые шастают туда-сюда, не знают чем им заняться и ищут смысл жизни. Они как будто друг на друга все похожи, какие-то одинаковые, с одинаковыми мыслями.
Приведу пример правильной организации. Недавно, в социальных сетях я позвал людей, чтобы вместе читать книгу Сделано чтобы прилипать, а после прочтения собраться и обсудить ключевые идеи книги.
У каждого гостя была общая цель, мы все вместе читали эту книгу, и когда мы встретились, людям не нужно было выдавливать из себя слова, как на встрече анонимных алкоголиков, у нас была бурная и активная беседа, каждый хотел высказаться.
И сразу было видно, что люди при деле, им эта книга нужна, чтобы не просто так болтать, а брать знания и сразу же их внедрять в своих проектах. Человек только пришел, а такое чувство, как будто тысячу лет уже друзья. Три часа пролетели как один миг, и никто не хотел уходить.
Рекомендую организовывать небольшие встречи на 10-12 человек, с четким регламентом по времени, чтобы каждый мог высказаться. А иначе нет баланса, потому что когда один три часа болтает, а остальные молчат — это ужасно скучно. Для этого я использовал технику Шквал вопросов.
Второй способ: стать экспертом
Креативные, талантливые или авторитетные люди, не сидят без дела, они скорее всего чем-то уже заняты, с головой погружены и увлечены своим делом.
Они не ходят и не ищут — куда бы сходить познакомиться. Они сами всем нужны, поэтому у него уже есть куча знакомых — их везде приглашают.
Осознав это, я понял, что второй способ нетворкинга — стать классным экспертом в какой-то области, и люди сами потянутся. Если натренировать свою какую-то способность до совершенства, тогда придет уважение и авторитет.
И уже не важно какой вы в других областях. Даже если вы ужасно выглядите, у вас постоянно язык заплетается, и вы двух слов связать не можете, но вы лучше всех делаете потрясающие радиоуправляемые самолеты — то вас будут уважать, а значит будут иметь с вами дело!
Вывод
Итак, чтобы навредить себе с помощью нетворкинга, нужно ходить на все массовые нетворкинг-мероприятия, особенно бесплатные, куда ходит куча одинаковых людей, и общаться только с теми, кто сам первый к вам подошел. И тогда ваше окружение, заполнят одинаковые, шаблонные и жадные люди.
А так как окружение не резиновое и согласно антропологу Данбару, максимальное число людей, с которыми мы в силах поддерживать связь лежит где-то в пределах 150-200 человек, то для необычных людей, в вашем диапазоне, попросту не останется места. И тогда ваши возможности будут ограничены, а креативность постепенно начнет снижаться.
И кстати, с возрастом человеку становится тяжелее заводить друзей, поэтому почаще откладывайте нетворкинг на потом.
Больше годного контента в моем Telegram-канале.
Пять парадоксальных советов по нетворкингу, смотрите на ютубе: