От Марса до Джокера: пять лучших часов Константина Чайкина
Принято считать, что лучшие часовщики мира работают в Швейцарии. Ну в крайнем случае — в немецком Гласхютте и в Японии. Однако во многих странах работают независимые мастера, создающие оригинальные часы. В России самый заметный и титулованный часовщик — Константин Чайкин, основатель собственной мануфактуры, многолетний член международной академии независимых часовщиков AHCI (Académie Horlogère des Créateurs Indépendants).
Он занимается своим делом уже почти двадцать лет. За это время в его коллекции появилось множество самых разных настольных и наручных часов с усложнениями: классическими, вроде турбийона, или революционными, уникальными, изобретенными самим Чайкиным. Мы в редакции выбрали пять моделей мастера, которые нравятся нам больше всего.
5 место: «Марс Конкверор Марк 3 Файтер»
Константин Чайкин любит быть первым. «Марс Конкверор Марк 3
Файтер» — первые марсианские авиаторские часы в истории часового дела. В самом
буквальном смысле: эту модель можно надеть на запястье и спокойно лететь на
Марс. Часы синхронно показывают земное и марсианское время. Но их можно носить
и на Земле — тем более что дизайн «Марс Конкверор Марк 3 Файтер» точно не
останется незамеченным.
Титановый корпус призматической «космической» формы с круглым темным контрастным циферблатом. На нем — крупные броские арабские цифры (их нарисовал сам Чайкин: он, кстати, сам рисует эскизы всех своих часов). Форма стрелок напоминает силуэт ракеты сверхтяжелого класса.
И, наконец, сходства с приборной панелью летательного аппарата добавляют две крупные, как у всех авиаторских часов, головки ремонтуара: они вертикальные, размещены под циферблатом, а не сбоку корпуса.
4 место: «Синема»
Как мы уже говорили, Константин Чайкин любит придумывать
собственные уникальные усложнения. В «Синема» он реализовал «ретро-усложнение»
— крошечный механический кинопроектор, напоминающий те устройства, которые
предшествовали первому электрическому кинопроектору братьев Люмьер.
Несмотря на то, что его «кинопроектор» встроен в наручные часы и потому предельно миниатюрен, Чайкин смог оснастить его обтюратором, который препятствует смазыванию кадра. Чтобы усложнение не забирало энергию у часового механизма и не влияло на точность хода, мастер снабдил его собственным заводным барабаном. Ну и, конечно, нельзя не обратить внимание на дизайн часов: они стилизованы в духе винтажной фотокамеры.
Рифленые боковые выступы, черный рельеф корпуса, характерная форма стрелок и миниатюрный «объектив» с линзой, сквозь которую можно рассмотреть анимацию — крошечную фигурку скачущей галопом лошади.
3 место: «Левитас 44»
Одни из самых узнаваемых и элегантных часов в коллекции
Чайкина. «Левитас 44» по традиции называются «таинственными»: их стрелки словно
парят посреди прозрачного циферблата. Первые такие часы (настольные) создал еще
в XIX веке французский
часовщик и иллюзионист Жан Эжен Робер-Уден, но у его модели была только одна
часовая стрелка. У наручных часов Константина Чайкина стрелок две, и обе они —
и часовая, и минутная — управляются всего одним сапфировым диском. Тот, в свою
очередь, приводится в движение миниатюрным механизмом, скрытым под непрозрачной
частью циферблата.
Часовщик так тщательно продумал и сконструировал «Левитас
44», что часы получили еще и индикатор фаз Луны. В классических часах этот
указатель обычно размещен внизу циферблата, в положении «6 часов». Но специфика
конструкции «таинственного» циферблата продиктовала другое решение: индикатор
занимает положение «3 часа», причем цифра «З» остроумно превращена в
конструктивную деталь указателя.
2 место: «Луноход Прайм»
«Космические» часы Константина Чайкина «Луноход» с
революционным 3D-указателем
фаз Луны в свое время произвели фурор в часовом сообществе, когда мастер
представил их на выставке BaselWorld-2011.
Часовщик развил успех с новой версией «Лунохода» — «Луноходом Прайм» в корпусе
из золота, Корпус сочетает классические формы круга и tonneau («бочки»).
Его декор напоминает разом и космический артефакт, и шедевры
стиля ар-деко, который, в свою очередь, сформировался под влиянием искусства
Древнего Египта и народов доколумбовой Америки. Циферблат часов частично
скелетонирован. Луну в 3D-указателе
лунных фаз изображает жемчужина диаметром 12 миллиметров: Чайкин впервые в
истории часового дела использовал жемчуг как функциональную деталь механизма.
Еще одна отсылка к древнеегипетскому искусству — конструкция индикатора часов. Две отдельные шкалы огибают жемчужину, как венец-клафт — лицо Тутанхамона в золотом саркофаге. На «дневной» шкале время с 12 до 24 часов указывает маркер-«Солнце», на «ночной» (с 24 до 12) — маркер-«полумесяц».
1 место: «Джокер 5»
Одна из самых популярных коллекций Константина Чайкина — его
«ристмоны», часы с антропоморфными циферблатами, вызывающими у зрителя
эмоциональную реакцию. Чаще всего это улыбка: трудно не улыбнуться в ответ на
широкую ухмылку глазастого «ристмона». «Глазами» ему служат дисковые указатели
часов и минут. «Улыбкой» обычно был индикатор фаз Луны. Но со временем Чайкин
стал варьировать этот элемент. Рот «Джокера 5» — модели, напоминающей внешним
обликом знаменитого обитателя Готэм-сити — новый ретроградный секторный
индикатор дня недели.
«Джокер 5» создан к пятилетию коллекции «ристмонов», и в нем
мастер опробовал новые декоративные приемы. Так, скелетонированный циферблат
позволяет рассмотреть отделку платины с оригинальным сочетанием двух фактур —
зерненой и гладкой антрацитовой. Открыты взгляду и функциональные компоненты
заново спроектированного мастером модуля джокер-индикации. Четыре колеса
механизма с фигурными перемычками образуют символы карточных мастей — червей,
бубен, пик и треф.
А два рычага с зубчатыми гребенками привода секторного индикатора дня недели приобрели очертания символа Джокера — литеры J.