Удивительно, но живая оперативная поддержка клиентов – редкость на туристическом рынке
Расскажите об истоках вашего стартапа: от идеи до первых шагов реализации.
История проста и, пожалуй, похожа на многие подобные – в конце 2016 года я сидел за чашкой чая и беседовал с семьёй друзей. Они рассказали о не самом удачном опыте планирования отпуска с помощью онлайн-сервисов. С перелётом и отелем всё получилось, а вот с экскурсиями и билетами в парк развлечений – нет. Вышло и дороже, и накладки были неприятные. Я в то время работал в инвестиционном бизнесе и уже жил в Дубае. Через несколько месяцев, где-то весной 2017-го, мне на глаза попалась информация о том, какие инвестиции влиты и продолжают вливаться в интернет-проекты сектора туристических развлечений. Вспомнилась рассказанная история, мозг просто сопоставил проблему и привлекательность сектора. Родилась гипотеза, которая после более глубокого погружения в тему переросла в бизнес-идею.
В чем вкратце ее суть?
По сути, мы создали удобную онлайн-площадку для бронирования туристических продуктов по всему миру: экскурсий, входных билетов на аттракционы и в парки, трансферы и прочие услуги. Помимо того, что путешественники могут заранее заказать развлечения на любой вкус по выгодной цене, мы еще обеспечиваем живую поддержку 24/7. То есть, отправляясь в чужую страну, туристы имеют в нашем лице виртуального гида, который сможет при необходимости мгновенно проконсультировать в сложной ситуации. Как ни странно, живая оперативная поддержка клиентов – редкость на туристическом рынке.
Как запускались: где искали инвесторов, сколько средств понадобилось?
Первые шаги делались на собственных деньгах – том, что заработал ранее. Черновую сборку продукта сделали в сентябре 2017-го. После этого около полугода работали над улучшениями. И я искал инвесторов. К маю подготовили продукт к полноценному запуску и привлекли инвестиции. В проект вложилась группа инвесторов из ОАЭ и Саудовской Аравии. Сейчас мы начали динамично расти, набираем персонал (у нас уже есть офисы не только в Дубае, но и в РФ и Украине).
Поговорим о привлечении клиентов – кто они, какие каналы коммуникации использовали для привлечения?
Мы изначально понимали, что работать нужно и с розничными клиентами, и в В2В сегменте. Розницу мы привлекали традиционно – платными и бесплатными инструментами интернет-продвижения. В В2В-сегменте работаем с турагентствами и другими игроками на туристическом рынке. Не могу сказать, что мы испытывали трудности, привлекая первых партнёров. Ведь потребность в том, что предлагает MUST2GO, назрела давно, и турагентства охотно идут на общение. Что неудивительно – они хотят зарабатывать.
С какими показателями стартовали, какие они сейчас?
Проект полноценно стартовал 6 месяцев назад, и я считаю, что мы пока ещё в начале. Сегодня ежемесячный трафик на сайт – около 50 тысяч уникальных посетителей. Наше приложение установили десять тысяч человек. При этом с момента старта мы уже обслужили порядка 4 тысяч клиентов.
Об успехе говорят с большим удовольствием, о разочарованиях и трудностях – менее охотно. И все же, с чем малоприятным приходилось сталкиваться?
Главной трудностью и некоторым разочарованием было увидеть, что стремление к cashless world – это популярный медиатренд, который далёк от реальности. Огромная масса путешествующих людей платят наличными. Нам пришлось меняться в соответствии с этим фактом. Также мы столкнулись с тем, что туриндустрия гораздо слабее развита в технологическом плане по сравнению с другими отраслями. Мы сталкиваемся с недобросовестной конкуренцией со стороны многих туроператоров и мелких агентств на месте: они вводят туристов в заблуждение, порой откровенно обманывают их, устанавливают необоснованные цены, очерняют конкурентов и так далее.
Какие результаты на сегодняшний день и что планируете в будущем?
Если говорить о текущих, промежуточных достижениях, то мы уже сотрудничаем с более чем 150 поставщиками услуг в 25 странах мира, на данный момент в нашем каталоге уже более 1500 продуктов и ежемесячно мы добавляем, как минимум, одну страну и добавляем порядка 100 новых продуктов. В 2019 году мы запускаем собственную криптовалюту, а также криптовалютный мобильный банк и платежную систему CryptoTravelBank. Новая валюта CryptoTravelCoin позволит не только легко и безопасно совершать платежи во время поездок, но также значительно экономить на покупках и платежах, связанных с путешествиями, а также заработать на росте курса валюты. Пользователи системы оценят инструмент, который сделает их путешествие еще более удобным и менее затратным. Уже сейчас, покупая развлечения на MUST2GO, туристы получают в виде кэшбэка TravelCoin, который они впоследствии могут потратить на новые покупки или же, после проведения ICO, вывести в виде CryptoTravelCoin на свой кошелек.